24.09.2020

Стоит ли покупать инновационные вагоны без скидки на порожний пробег

Олег Салимов, генеральный директор Нефтехимической транспортной компании:

– Инновационные вагоны покупать экономически целесообразно даже в случае отмены скидок на порожний рейс. Если мы ведем речь, например, о полувагонах, то благодаря облегченной тележке грузоподъемность вагона увеличивается на разницу масс тележки. Железнодорожный тариф считают за вагон, а грузоподъемность инновационного вагона становится выше, и стоимость тарифа на тонну снижается. Снижение стоимости тарифа при расчете на тонну может доходить до 10%.

К тому же не стоит забывать о другом жизненном цикле инновационных вагонов, существенно увеличенных межремонтных пробегах и, как следствие, сниженных эксплуатационных затратах.

Однако этот эффект работает в основном при перевозке металла полувагонами и удобрений в вагонах-хопперах – в тех случаях, когда есть возможность загружать большую массу груза в вагон того же объема.

Скидки тарифа действительно вводились для стимулирования спроса на подвижной состав на инновационных тележках в связи с тем, что производитель такого рода вагонов не мог прогнозировать, как отреагирует рынок – грузоотправители – на стоимость инновационных вагонов в сравнении со стоимостью на обычные вагоны. Сейчас, когда рынок инновационных вагонов сформирован, необходимость стимулирования спроса снижается.

Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава:

– Я бы поставил вопрос не так: действительно ли скидка на порожний пробег инновационных вагонов является одной из необходимых составляющих, которые учитываются в вопросе окупаемости подвижного состава. По мнению аналитиков, пользователей, если скидку на порожний пробег данных полувагонов исключать, то они не окупаются. Но мы же при этом исходим из определенной цены, которая сложилась на рынке по этим полувагонам. Естественно, если будет отменена скидка, цена вагонов будет снижена. Не знаю, насколько завод может себе это позволить. На мой взгляд, если при отмене скидок произойдет существенное снижение цены, то действительно можно говорить о сохранении привлекательности данного подвижного состава. Если синхронного снижения цены после отмены скидки не произойдет, то, конечно же, выбор в основном будет в пользу более дешевого подвижного состава.

У нас есть примеры инновационных вагонов, которые не имеют скидки, например зерновозы. Их пользователи все равно покупают, потому что решающее значение – качество подвижного состава.

Александр Свешников, начальник Департамента по работе с предприятиями угольной и металлургической отрасли ПГК:

– Очень многое будет зависеть от стоимости вагона, условий кредитования (лизинга), прогнозного срока окупаемости. При сохранении привлекательных условий на покупку полувагонов с улучшенными техническими характеристиками отмена скидки на порожний пробег таких вагонов не сильно скажется на спросе. В любом случае за счет увеличенной грузоподъемности стоимость услуги по доставке в таком вагоне будет выше, чем у стандартного. Кроме того, у такого подвижного состава увеличенный срок службы.

Александр Дорожкин, директор по инновациям Уральского конструкторского бюро вагоностроения:

– Как разработчик могу сказать: те критерии, которыми определена инновационная продукция, дают преимущество прежде всего для потребителя. Спрос на инновационную продукцию есть, весь новый подвижной состав, который мы разрабатываем, конструируется на инновационных тележках. Это определяет преимущество грузового вагона в сравнении с аналогами, которые выпускались ранее, или с другими изготовителями вагонов.

Владимир Матюшин, вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники:

– Отмена скидки на порожний пробег составит определенное осложнение, но не такое, чтобы это как-то сказалось на покупке. У такого подвижного состава выше надежность, меньше пробег до ремонта, объем на ремонте ниже, поэтому спрос на такие вагоны всегда будет высоким. С другой стороны, не во всех случаях уместно выбирать по качеству подвижного состава. Если я имею налаженные контакты с владельцами насыпных грузов, которые имеют достаточно высокую стоимость, то могу предложить им осуществить перевозку инновационными вагонами, чтобы привлечь интерес коллеги за счет имеющихся технических характеристик и надежности такого состава.

Евгений Семенов, исполнительный директор Союза "Объединение вагоностроителей":

– Как показала практика применения инновационных вагонов в период с 2012 по 2017 год, при их эксплуатации обеспечивается экономический эффект, связанный со снижением расходов владельца инфраструктуры.

Отдельные тарифные схемы на порожний пробег инновационных вагонов различных моделей разрабатывались в целях справедливого распределения экономического эффекта от их эксплуатации между ОАО "РЖД" и участниками рынка перевозок и были сформированы в результате расчетов, проведенных в соответствии со специально разработанными методическими указаниями на основе поездных испытаний. В указанных исследованиях принимали участие как независимые испытательные центры, так и представители заводов-изготовителей, а также ведущие институты ОАО "РЖД". Результатом работы стало подтверждение наличия экономического эффекта от эксплуатации инновационных вагонов и появление отдельных тарифных схем в Прейскуранте 10-01.

Отмена данных схем будет означать лишь то, что весь экономический эффект от эксплуатации инновационных вагонов будет оставаться в бюджете ОАО "РЖД". При этом операторские компании, инвестировавшие средства в поставку на сеть свыше 160 тыс. инновационных вагонов, понесут многомиллиардные убытки, связанные со значительным увеличением тарифов на порожний пробег, что затормозит процесс обновления парка грузовых вагонов.

Источник: ПГК