09.04.2019

СУЭК собирает вагоны

Так как Государственная транспортная лизинговая компания не сумела купить Первую тяжеловесную компанию, один из ее ключевых активов — оператора «Нитрохимпром» с 16 тыс. вагонов — приобрела СУЭК. В результате сделки СУЭК хотя и покупает вагоны для собственных нужд, станет одним из крупнейших железнодорожных операторов и выйдет на шестое место на рынке по парку в управлении.

СУЭК купила оператора тяжеловесных вагонов «Нитрохимпром», который располагает 16 тыс. единиц парка, у группы ИСТ Александра Несиса и партнеров. Стороны подтвердили “Ъ” факт сделки.

О согласовании сделки было известно уже месяц, в ФАС не комментировали запросы “Ъ” относительно решения антимонопольного органа по этому вопросу. Дело в том, что до конца 2018 года «Нитрохимпром» находился в контуре другой сделки — вместе с головной Первой тяжеловесной компанией (ПТК), а также «Промышленными активами» Андрея Лебедева и Brunswick Rail Ильи Беляева его собиралась купить Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, см. “Ъ” от 15 ноября 2018 года).

Однако стороны не договорились — не последнюю роль в этом, рассказывали собеседники “Ъ”, сыграло решение ФАС о выделении оперирования тяжеловесными вагонами в отдельный сегмент рынка. Это позволяет по-другому оценить доминирование, в результате чего сорвалась сделка по покупке ПТК «Промышленных активов» (после их покупки она сама должна была войти в контур ГТЛК).

В конце года истек период эксклюзивности, предоставленный владельцами ПТК — группой ИСТ и партнерами, выкупившими актив у «Промышленных инвесторов» Сергея Генералова, о чем они и уведомили ГТЛК, сообщив также о продаже части активов. После этого ГТЛК приняла решение приостановить попытки купить ПТК и отказаться от создания собственного железнодорожного оператора. Сделка же с Brunswick продолжена, совет директоров ГТЛК проголосовал за нее, однако, по информации “Ъ”, и с ней возникли некоторые затруднения.

ФАС также активно противодействовала покупке ПТК: глава службы Игорь Артемьев писал письмо в Минтранс, где сообщал о том, что государственному институту развития не следует покупать большое количество вагонов на вторичном рынке (см. “Ъ” от 4 марта), а также подчеркивал, что вагоны с улучшенными характеристиками — «особый сегмент рынка».

Источник “Ъ”, знакомый с обстоятельствами сделки, сказал, что на сделку с СУЭК ФАС разрешение тем не менее дала.

СУЭК — обладатель крупнейшего кэптивного парка, оперирует порядка 43 тыс. вагонов и по итогам 2018 года занимает в рейтинге операторских компаний INFOLine Rail Russia TOP восьмое место по сумме показателей, в том числе шестое — по объему перевозок и седьмое — по парку в управлении. В 2018 году угольная компания приобрела 6,5 тыс. вагонов преимущественно производства УВЗ, а в целом увеличила парк в управлении на 8,6 тыс. единиц и к концу года удовлетворяла свои потребности в перевозках на 80%.

Теперь СУЭК полностью закрыла свои потребности, говорят там, но еще, возможно, будут покупать собственный парк по мере истечения срока аренды привлеченного подвижного состава. По величине парка в управлении компания после этой сделки выйдет на шестое место, обойдя «Трансойл».

Сумма сделки не раскрывается. Для целей сделки с ГТЛК Ernst & Young оценила «Нитрохимпром» в 33,5 млрд руб., но госкомпания собиралась приобрести его за меньшую сумму — 25,4 млрд руб.

Источник: КОММЕРСАНТ