18.06.2018

ТОО "ЗИКСТО" получил в управление "дочку" КТЖ

Железнодорожная администрация АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) передала дочернюю организацию ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» (КВК, «Экибастуз») в доверительное управление ТОО «ЗИКСТО» (Петропавловск). При этом КТЖ сохранили за собой контроль над КВК.

Руководитель Департамента корпоративного развития АО «Казтемиртранс» (КТТ, контролирует КВК) Серик Баймагамбетов рассказал «Гудку», что решение принято фактически для «реанимации» экибастузского предприятия. В 2015–2016 годах компания не произвела ни одного вагона, вследствие чего персонал пришлось сократить с 600 до 372 работников. Остановка мощностей стала причиной роста долгов – в прошлом году обязательства предприятия составляли 8 млрд тенге ($24,1 млн), из них краткосрочные – 7 млрд тенге ($21 млн).

«Дело в том, что КВК находилась в достаточно плачевном состоянии. Заказов не было, работа остановилась, рабочие кадры ушли на другие предприятия. На заводе катастрофически не хватало специалистов, например конструкторов, технологов. Кооперация с ЗИКСТО (42,13% принадлежат АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», контролирующему государственные компании в Казахстане, включая КТЖ, долей ЗИКСТО фонд владеет через АО «Казинжиниринг», контроль в компании принадлежит бизнесмену Андрею Дуобе. – Ред.) открыла «второе дыхание» для КВК. КТЖ и «Казинжиниринг» заключили меморандум, согласно которому при производстве грузовых вагонов на КВК и ЗИКСТО будет осуществляться единый подход, обмен технологиями – нам было необходимо как можно быстрее загрузить мощности предприятия. Этой цели нам достичь удалось. А рабочую силу восполнили в том числе за счет вчерашних студентов, сложился достаточно молодой коллектив. Разумеется, при участии опытных сотрудников, занимающихся наставничеством в обновленной команде», – сообщил Серик Баймагамбетов.

По его словам, ранее на КВК отсутствовали участки по сборке тележек и участок по формированию колесных пар – заводу приходилось заказывать эти работы на стороне. Сейчас в кооперации с ЗИКСТО эта проблема решена, необходимые мощности организованы, КВК получает средства на развитие, а также на погашение дебиторской задолженности. Когда долги будут погашены, предприятие в очередной раз подготовят к приватизации (первые три попытки продать госдолю в размере 69,94% провалились, торги не состоялись из-за отсутствия интереса к активу), подчеркнул топ-менеджер КТТ.

Источник в ЗИКСТО отметил, что сотрудничество не носит финансового характера. «Наша выгода заключается в том, что при выполнении того или иного заказа, в случае если заказ срочный, а своих мощностей недостаточно, предприятие может использовать мощности КВК. В такой ситуации выигрывают все – мы отрабатываем срочный (а значит, более выгодный) контракт, «дочка» КТЖ получает дополнительную загрузку и выручку, заказчик получает товар в наиболее короткие сроки и может быстрее подключать новые вагоны к перевозочному процессу», – подчеркнул источник на петропавловском заводе.

При этом оборудование на КВК установлено новое, позволяющее выполнять тот же объем работ несколько быстрее, чем на ЗИКСТО, отметил Серик Баймагамбетов. «В качестве примера можно привести поступившие заказы от Global Logistic (300 полувагонов), кроме того, «Казтемиртранс» в сотрудничестве с «БРК-Лизинг» (входит в структуру Банка развития Казахстана) взял в лизинг 800 вагонов», – заключил Серик Баймагамбетов.

Расширение мощностей, обновление кадрового состава и поэтапная выплата задолженности добавят инвестиционной привлекательности КВК, считают в «Казахстан темир жолы». Как ранее отмечал главный менеджер Департамента управления активами КТЖ Асхат Макарин, ввиду отсутствия спроса на актив его стартовую цену на аукционе предлагалось понизить до 1 тенге ($0,003). Позитивные изменения на заводе позволят не прибегать к такой тактике.

Источник: ГУДОК