26.03.2024

Цены на контейнерные перевозки достигли неприемлемо низкого уровня

«Мировой рынок контейнерных перевозок столкнётся в ближайшие годы с избытком мощностей, а реальные ставки достигли неприемлемо низкого уровня», — заявил генеральный директор Maersk Винсент Клерк на ежегодном собрании акционеров.

В прошлом месяце компания уже отмечала, что избыток мощностей по перевозке контейнеров отрицательно скажется на её прибыли за этот год, в отличие от рекордных заработков, характерных для периода после завершения пандемии.

«Ставки фрахта значительно снизились по сравнения с отличными 2021-2022 годами и упали до совершенно неприемлемого уровня», — утверждает Клерк.

Немецкий конкурент Maersk, Hapag-Lloyd, в тот же четверг также заявил, что глобальный переизбыток контейнеровозов и кризис в Красном море вынудят их в 2024 году заняться снижением затрат, приспосабливая маршруты судов и заходы в порты к 83% падению чистой прибыли

Ставки подскочили в декабре-январе, когда судоходные компании были вынуждены перенаправить суда из Суэцкого канала по значительно более длинному маршруту вокруг Африки, но с тех пор снова снизились, поскольку предложение всё ещё превышает спрос.

По информации представителей Maersk, ввод в эксплуатацию новых судов увеличил вместимость мирового контейнерного флота на 9% в прошлом году, в 2024 ожидается увеличение на 11% и ещё на 7% в 2025. Флот же Maersk, напротив, останется в этот период неизменным.

«Рост спроса, снижение крейсерских скоростей и списание судов должны со временем снизить избыточные мощности, что позволит вернуться к нормальному уровню доходов», — сказал Клерк.

Руководство Maersk, которое в прошлом году обещало, что сократит 10 000 рабочих мест, на собрании акционеров заявило, что и в этом году будет внимательно контролировать расходы.

От редакции: любопытно наблюдать за причитаниями грандов морских контейнерных перевозок, даже слёзы наворачиваются на глаза. Однако статистика, как писали Ильф и Петров, знает всё.

И любой непредвзятый, но любопытный читатель может узнать, что:

- Индекс Drewry World Container Index (WCI) снизился на прошлой неделе на 5% до 3010 USD за 40-футовый контейнер, что, однако, является ростом на 71% по сравнению с этой же неделей прошлого года.

- Последний индекс WCI — 3010 USD — на 112% превышает средний индекс за 2019 допандемийный год (1420 USD).

- Средний индекс за 2023 составляет 1674 USD, что всё же на 254 USD превышает средний индекс за тот же 2019.

- Средний индекс за истёкшие месяцы этого года составляет 3453 USD за 40-футовый контейнер, что на 752 USD превышает средний за 10 лет (2701 USD), сильно раздутый за счёт исключительно высоких цен периода пандемии (2020–2022).

Но очевидно, что мегаперевозчики не смогли гибко отреагировать на изменения из-за увлечения огромными судами и дорогой страховки. А вот у многочисленных китайских и других судовладельцев оказались в запасе и суда с меньшим тоннажем, и, что немаловажно, страховые контракты не в Лондоне, а в Шанхае.

Так что грандам придётся посуетиться, а менеджменту надо перестать пудрить мозги акционерам. Не так всё плохо в датском контейнерном королевстве и у других судовладельцев. Просто им тяжеловато возвращаться к нормальности после двух лет золотого ковидного дождя…

Фото: David McNew / Getty Images.

Источник: VGUDOK