13.12.2019

У монополии на железнодорожном транспорте всегда неуемный аппетит

Не только в РФ, но и в Европе при проведении тендеров монополисты используют свое положение и связи с чиновниками. Как и предполагали эксперты, в Словакии на конкурсе за маршрут Жилина – Раец смог выполнить все условия в конечном итоге только один претендент – действующий государственный железнодорожный оператор ZSSK.

Так произошло, потому что заказчик составил короткий график тендера. Частным компаниям нужно время, чтобы подготовить документы. И если предположить, что один из частных претендентов выиграет контракт, то ему потребуется еще обеспечить для перевозок дополнительный подвижной состав, собрать персонал, обеспечить сеть продаж билетов на поезда. А у монополиста все уже есть.

Например, когда в Баварии (Германия) объявили подобный тендер на маршрут, то предусмотрели эти факторы. Конкурс провели в августе текущего года, а победивший оператор вступит в права только в декабре 2023-го. Времени достаточно, чтобы подтянуть ресурсы для выполнения обещаний. Напротив, словацкий тендерный график был очень коротким: быстро провели торги и с февраля 2020 года заказчик потребовал уже выставить подвижной состав на линию.

Результат был предсказуемым: один из других претендентов подал официальную заявку, но не смог заполнить всю документацию в такой короткий срок. Другой участник торгов должен был отказаться, потому что он не успевал подготовить подвижной состав и сопутствующий сервис вовремя. В итоге, как выяснилось, в тендерном процессе остался только один претендент – ZSSK.

Подобная практика дискредитирует конкурсные торги. Ведь если они проводятся на рыночных условиях, то в итоге удается значительно улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить оптимальную цену билетов.

Это признают и в Еврокомиссии: в ее анализе отмечено, что на полигонах, где проводились конкурентные торги по субсидированным обязательствам по железнодорожному общественному обслуживанию, это привело к 20–30%-ной экономии для налогоплательщика, при этом поезда на маршрут ставились более высокого качества. Кроме того, нередко удавалось увеличить количество железнодорожных перевозок, например в Германии и Великобритании.

Между тем Словакия является примером того, что когда государства чрезмерно опекают свою монополию, это в конечном итоге выливается в рост затрат для удовлетворения неумного аппетита государственного оператора. То, что монополия способна предоставить наиболее экономичные сервисы своим клиентам, – глубокое заблуждение. И основано оно на мнении, что государство не создает эффективных условий для развития рынка.

Ник Брукс, генеральный секретарь Allrail

Источник: РЖД-Партнер