10.07.2019

Учёные заглянули в коридор

В конце июня в Москве прошло заседание Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», участники которого обсудили перспективы создания пространственных евразийских транспортно-логистических коридоров на территории России на основе новых технологий железнодорожного транспорта, а также готовность инфраструктуры к повышению осевых нагрузок грузовых вагонов до 27 тонн на ось.

Председатель Объединённого учёного совета Борис Лапидус открыл дискуссию о перспективах развития транспортных коридоров «Восток – Запад» (из стран Дальнего Востока в Европу) и «Север – Юг» (из Европы в Индию через Иран). Он сообщил, что рост объёмов интернет-торговли в Европе привёл к росту транзитных контейнерных перевозок на сети РЖД до 350 тыс. контейнеров в год. По словам Бориса Лапидуса, РЖД удалось повысить скорость доставки таких грузов до 1200 км/сут.

Он отметил, что рост транспортной активности на Восточном полигоне предоставляет широкие возможности для экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Однако дальнейший рост объёмов перевозок и скорости доставки невозможен без расширения инфраструктуры и применения новых наукоёмких технологий. В качестве примера перспективной для транспортировки контейнерных грузов он привёл технологию магнитно-левитационного транспорта на основе разработок учёных Петербургского университета путей сообщения.

С докладом о формировании Интегральной евразийской транспортной системы выступил советник президента России академик РАН Сергей Глазьев. Он поддержал идею создания принципиально новой высокоскоростной сети железнодорожного транспорта, такого, как магнитно-левитационный. «Это будет толчок к научно-технической революции и распространению нового технологического уклада, позволит поднять связанность с нашими соседями по Юго-Восточной Азии не в качестве сырьевого придатка, а как полноценного участника цепочек по созданию товаров с высокой добавленной стоимостью», – отметил Сергей Глазьев.

Директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН Валерий Крюков подчеркнул, что для развития регионов Сибири и Дальнего Востока необходимо в первую очередь уделять внимание производству там высокотехнологичного оборудования для основных отраслей местной экономики – угле- и нефтедобычи, лесного хозяйства и железнодорожного транспорта.

Заметим, что, согласно последним данным Росстата, опубликованным в мае этого года, валовой региональный продукт (ВРП) Сибирского федерального округа за 2017 год составил 7,757 трлн руб., или всего 8,42% от ВРП России.

Во время обсуждения результатов исследования готовности инфраструктуры к обращению тяжеловесных поездов, составленных из вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось, технический эксперт научного центра «Путевая инфраструктура и вопросы взаимодействия колесо – рельс» Олег Суслов сообщил, что стабильная эксплуатация путевой инфраструктуры при эксплуатации таких вагонов возможна.

При этом затраты на её поддержание вырастут на 6% для пути с железобетонными шпалами и на 31,3% – для пути с деревянными шпалами. По итогам испытаний специалисты ВНИИЖТа разработали технические требования и всю необходимую техническую документацию по устройству, текущему содержанию и диагностике инфраструктуры, предназначенной для обращения поездов, сформированных из вагонов с повышенной осевой нагрузкой.

В заседании приняли участие представители АО «ВНИИЖТ», АО «ИЭРТ», Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре, НИИ Мостов и дефектоскопии Сибирского и Иркутского университетов путей сообщения, Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Сибирского отделения РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова.

Источник: ГУДОК