12.12.2019

Украина разрешит выход на сеть частным локомотивам

АО «Укрзализныця» (УЗ, Украинская железная дорога) по решению правительства допустит на отдельные нерентабельные маршруты частных грузоперевозчиков со своими локомотивами. Проект реализуется в пилотном режиме до принятия закона «О железнодорожном транспорте» для проведения анализа работы рынка грузовых перевозок в условиях конкуренции.

Постановление «О реализации пилотного проекта относительно допуска частных локомотивов к работе по отдельным маршрутам на железнодорожных путях общего пользования» принял кабинет министров Украины 4 декабря. Курировать его будет профильное Министерство инфраструктуры, которое определит маршруты, на которых начнёт работать частная тяга, и участников эксперимента. Основные два условия для участия в эксперименте – собственный тяговый и подвижной состав и локомотивные бригады.

Как считает министр инфраструктуры Владислав Криклий, допуск на пути общего пользования частных перевозчиков частично решит проблему дефицита тягового подвижного состава УЗ. По данным железнодорожной компании, в декабре 2019 года физический износ дизель-поездов, задействованных в перевозках, составляет 92,4%, электропоездов – 88,8%, самый старый дизель-поезд построен в 1967 году, а электропоезд – в 1960 году. Немедленной замене подлежат электропоезда, которые эксплуатируются 50 лет и более и парк с истекшим удлинённым сроком – 77 составов электропоездов и 37 составов дизель-поездов. Всего для обновления парка моторвагонного подвижного состава УЗ необходимо 36 млрд грн ($1,5 млрд).

Второй целью пилотного проекта станет тестирование рынка грузовых перевозок в новых экономических условиях. «Необходимо отработать технические и технологические особенности реализации доступа к железнодорожной инфраструктуре, исследовать вопросы организации безопасности движения при эксплуатации частных поездных формирований на сети общего пользования», – уточнил Владислав Криклий.

По расчётам УЗ, тариф на перевозку в части инфраструктуры должен базироваться на сроке окупаемости локомотива – 19 лет. «У «частников» тариф будет выше, чем тот, который посчитала УЗ, ведь бизнес захочет окупаться за 10–12 лет. Так что если мы откроем рынок без механизмов компенсации, вырастет стоимость перевозок и не будет возможности ремонтировать инфраструктуру», – ранее говорил директор по экономике и финансам УЗ Андрей Рязанцев.

Тем не менее допуск частной тяги на сеть является условием Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, которое в 2021 году планируется обновить.

Первым о готовности работать как частный оператор заявил металлургический холдинг Ferrexpo. Предприятие ещё в 2018 году выходило с инициативой разрешить перевозку собственными поездами между Кременчугом и портом Южный для экспорта продукции Полтавского горно-обогатительного комбината (входит в Ferrexpo). Как считает заместитель председателя правления по коммерческим вопросам ПГОКа Дмитрий Спатарь, когда частные компании получили доступ к вагонам, коллапса на сети не возникло и с локомотивами будет так же.

Также в числе первых могут выйти на пути общего пользования холдинг «ДТЭК», который предлагал разрешить частную тягу на отдельном участке между Запорожской ТЭС и станцией Таврическ, а также крупнейший частный оператор «Лемтранс».

В то же время отраслевые эксперты видят опасность в эксперименте. Экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава уверен, что допуск частной тяги уничтожит железнодорожную систему в стране. «УЗ лишают единственной прибыли и оставляют её с убыточными видами деятельности без каких-либо инструментов компенсации. Локомотивная тяга – единственный бизнес УЗ с хорошей маржой. Сейчас внутренний тариф на грузоперевозки гораздо ниже, чем в зарубежных странах. Даже при таком раскладе часть грузов УЗ перевозит ниже себестоимости. В результате допуска частной тяги останутся только выгодные бизнесу маршруты», – прокомментировал «Гудку» Александр Кава.

На пространстве 1520 ни одна из железнодорожных администраций пока не разрешила свободное использование частной тяги на путях общего пользования.

Только в РФ и Казахстане на отдельных маршрутах негосударственные компании используют собственные локомотивы.

Источник: ГУДОК