К Рославльскому вагоноремонтному заводу, как градообразующему предприятию, его работе, успехам и достижениям приковано особое внимание как жителей Рославля, так и руководства города, района и области.
Не будет преувеличением сказать, что от работы Рославльского ВРЗ во многом зависит благосостояние нашего региона, а успешная деятельность предприятия – от его руководителя.
Вот уже без малого тридцать лет завод возглавляет Юрий Александрович Черняк – человек, который умеет решать порой неразрешимые вопросы не только как опытнейший производственник, но и как депутат Смоленской областной Думы от партии «Единая Россия», не представляющий свою жизнь без общественной деятельности.
Юрий Александрович – потомственный железнодорожник. Можно сказать, что он вырос на заводе, ведь здесь более 50 лет проработал его отец, который, будучи в весьма преклонном возрасте, до сих пор интересуется жизнью родного предприятия.
За свою трудовую деятельность Юрий Александрович Черняк награждён орденами Почета и Дружбы, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью святого преподобного Серафима Саровского I степени, имеет звания «Почетный железнодорожник» и «Почетный гражданин города Рославля».
Когда эта статья готовилась к публикации, пришло известие о том, что Юрий Александрович Черняк Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина награжден орденом Александра Невского. Церемония вручения ордена состоялась 20 ноября 2019 года в Москве.
На церемонии награждения орденом Александра Невского. Слева направо: министр транспорта РФ Е.И. Дитрих, генеральный директор АО “РВРЗ” Ю.А. Черняк, заместитель председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимов. Москва, 20 ноября 2019 г.
Вручение ордена Александра Невского
– Юрий Александрович, примите поздравления по поводу вручения Вам высокой государственной награды. Вы много лет возглавляете Рославльский вагоноремонтный завод. Какую роль играет сегодня наше старейшее предприятие в жизни города и района?
– По результатам работы за 9 месяцев 2019 года, согласно данным Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, наш завод обеспечил более 75% общего объёма промышленного производства всех действующих на территории Рославльского района предприятий. Таким образом на нас приходится три четверти всей реализованной в городе и районе промышленной продукции.
Завод является крупнейшим налогоплательщиком. За 9 месяцев текущего года мы заплатили в бюджеты всех уровней (местный, областной, федеральный) и внебюджетые фонды 445 миллионов рублей.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что наш завод на протяжении многих лет в весьма неплохих для нашего района размерах выплачивает заработную плату. Соответственно, работники приносят эти деньги в магазины, на рынки, то есть мы создаем платежеспособный спрос, поддерживая другие предприятия, в том числе и малого бизнеса, функционирующие на территории города и района.
– Продолжает Рославльский вагоноремонтный завод оказывать помощь бюджетным организациям?
– Да, наш завод был и остается социально ориентированным предприятием не только для своих работников. Ежегодно в бюджете завода планируются расходы на оказание благотворительной помощи, в этом вопросе мы находим понимание и поддержку акционеров. Эти средства мы стараемся направлять на помощь учреждениям образования, культуры и здравоохранения. Как депутат Смоленской областной Думы я имею депутатский фонд, из которого помогаю бюджетным учреждениям, а также людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В этом году было сделано немало, последнее по времени событие – ремонт проблемной дороги, ведущей к приемному покою, кардиологическому и неврологическому отделениям Рославльской ЦРБ, который мы выполнили совместно с Рославльской дорожно-строительной ПМК.
– В нынешнем году вы собираетесь поставить очередной рекорд по объёмам производства…
– Максимальный годовой объём продукции в денежном выражении, который был достигнут ранее, составлял 6,7 миллиарда рублей. В текущем году этот он будет значительно превышен. Уже за 10 месяцев объем реализованной продукции составил 9,2 миллиарда рублей, прогноз по итогам 2019 года – более 10,5 миллиардов рублей. Сейчас, в конце ноября, можно с уверенностью сказать, что этот показатель будет выполнен.
Для меня важнейшим показателем работы завода является количество вагонов, которые мы построили и реализовали нашим заказчикам. По этому показателю 2019 год также станет рекордным. Если за прошлый, достаточно успешный год мы произвели 2 180 вагонов, то в этом году построим более 3 500.
Такой рост объемов производства был бы невозможен без тех моделей вагонов, которые были разработаны и поставлены на производство в кризисные для вагоностроительной отрасли 2015-2016 гг. Именно они сейчас занимают в производственной программе завода более 60%.
Думаю, что по итогам 2019 года наше предприятие будет занимать примерно 5-6 % общего объёма производства грузовых вагонов в Российской Федерации. Это очень большой успех и очень серьёзный результат.
– Какие виды вашей продукции сегодня наиболее востребованы на рынке грузоперевозок?
– Сегодня самая востребованная наша продукция – это платформа для перевозки танк-контейнеров. Должен пояснить, что слово «танк» никоим образом не связано с военной промышленностью. Танк-контейнер – это цистерна, в которой перевозятся любые химические, нефтехимические продукты или сжиженный газ. Для доставки наливных грузов обычными железнодорожными цистернами необходимо наличие подъездных путей, сливное оборудование. Наша платформа с танк-контейнерами доступна для разгрузки любым краном, танк-контейнер может быть перегружен в автотранспорт и перевезен потребителю. Это незатратно, удобно, и сегодня это направление железнодорожных перевозок активно развивается. Мы работаем с основными российскими собственниками и покупателями данного подвижного состава и продолжим работать с ними в будущем году.
При этом один из крупнейших в России владельцев танк-контейнерных платформ делает ставку на наше предприятие не только в плане приобретения вагонов, но и в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, которые интересны в плане улучшения потребительских характеристик подвижного состава, и наше предприятие в этих исследованиях будет базовым.
Кроме того, мы делаем ставку на эксклюзивную платформу, которую разработали в текущем году. Это 80-футовая платформа грузоподъемностью 72 тонны для перевозки двух контейнеров по 36 тонн каждый. Вагон обладает уникальными характеристиками и аналогов на пространстве колеи 1520 на сегодняшний день не имеет. С июля будущего года рассчитываем начать серийное производство этих платформ. Хотел бы отметить, что уже сегодня покупатели ждут, когда мы эту платформу сертифицируем и начнём выпускать.
Ещё один момент в плане перспектив на 2020 год. На прошлой неделе был подписан договор на поставку платформ для перевозки рулонной стали. Эту платформу мы начнём производить со второго квартала будущего года, и первые 400 единиц этого вида подвижного состава законтрактованы.
– В последние годы большим спросом пользовалась разработанная вами платформа для перевозки лесоматериалов. Продолжите ли вы в будущем году выпускать этот тип вагонов?
– Платформа для перевозки леса вернётся в нашу линейку продукции только во втором полугодии 2020 года. В первом полугодии заказчики закупать данные вагоны не планируют. На это есть объективные причины, не связанные с нашим производством. Но, как я уже сказал выше, выпадающие из плана производства модели вагонов замещаются новыми, что позволяет обеспечить полную загрузку предприятия.
– Юрий Александрович, в течение многих десятилетий основным поставщиком кадров как для завода, так и многих других предприятий железнодорожного транспорта, был Рославльский техникум железнодорожного транспорта. Сейчас техникум на грани закрытия. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
– Начнём с того, что некоторое время назад наш техникум утратил самостоятельность и стал филиалом Московского государственного университета путей сообщения. Затем техникум был передан Петербургскому государственному университету путей сообщения. Этот переход не был беспроблемным, возникли сложности с аккредитацией одной из специальностей, по которой готовили ребят в Рославльском железнодорожном техникуме. Но, с помощью с помощью представителей Партии «Единая Россия» – председателя Смоленской областной Думы Игоря Васильевича Ляхова, депутатов регионального парламента, в том числе меня, Игоря Александровича Новикова, а также члена Совета Федерации Франца Адамовича Клинцевича, эту проблему удалось решить.
Затем совершенно неожиданно, по крайней мере, для меня, оказалось, что есть решение Петербургского университета путей сообщения о закрытии учебного заведения. Я об этом узнал от директора техникума, к сожалению, уже после того, как постановление о закрытии было подписано руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта. Безусловно, для меня, как и для всех жителей нашего города, это очень большая боль. Тем более, что и я, и почти половина работников предприятия – выпускники нашего техникума железнодорожного транспорта. За 145 лет работы учебного заведения подготовлено более 18 тысяч специалистов.
Мною были проведены переговоры с кадровой службой РЖД, с руководителем департамента кадров, с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, но везде был получен один ответ: в связи с тем, что постановление уже подписано, отменять его никто не планирует.
После этого я обратился к Игорю Васильевичу Ляхову. Он с большой тревогой воспринял этот вопрос и сообщил о сложившейся ситуации Губернатору Смоленской области Алексею Владимировичу Островскому. Я неоднократно говорил, что Губернатор всегда оперативно откликается на просьбы помочь в решении той или иной проблемы. И на этот раз по его поручению были подготовлены материалы о техникуме, включая бизнес-план работы: что он может зарабатывать сам, включая и повышение квалификации кадров, которые имеют определённое образование, и подготовку по рабочим специальностям, и основную деятельность – обучение студентов по железнодорожным специальностям. На основании предоставленной информации Губернатором было подготовлено и направлено на имя Министра транспорта России Евгения Ивановича Дитриха письмо с просьбой сохранить старейшее учебное заведение Рославля.
Со своей стороны, как депутат Смоленской областной Думы, после завершения церемонии награждения я также передал Министру транспорта обращение, в котором поставил вопрос о сохранении техникума и его дальнейшей судьбе.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности