11.09.2025

В августе выпуск инновационных вагонов сократился к прошлогоднему уровню более чем втрое

Очередной минимум

Хотя по итогам 8 месяцев производство инновационного подвижного состава остается в зеленой зоне (за этот период выпущено 13,4 тыс. вагонов с повышенной нагрузкой на ось, на 2% больше, чем годом ранее), объемы выпуска инновации сокращаются с каждым месяцем.

Август обновил очередной минимум. По уточненным данным, в прошлом месяце построено всего 0,5 тыс. инновационных вагонов, тогда как за аналогичный период 2024-го – 1,8 тыс.

С одной стороны, сокращение выпуска инновации происходит на фоне общего снижения объема вагоностроения. Всего в январе – августе произведено 37,9 тыс. грузовых вагонов разного типа. Это на 21% меньше, чем годом ранее.

С другой стороны, темпы падения все же разнятся. Так, в феврале (это был максимальный результат 2025 года за месяц по выпуску как подвижного состава в целом, так и инновации в частности) выпущено 2,4 тыс. вагонов с улучшенными характеристиками, или почти 40% от общего объема выпуска. В августе инновационный парк занимал лишь 13% в структуре производства.

«Собственники подвижного состава, голосуя рублем, выбирают максимально дешевый, но менее технически надежный вагон», – сетует начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Роман Хойхин.

На ситуацию влияют как общеэкономические причины, с учетом падения погрузки и ставок на предоставление вагонов, так и нюансы, связанные с обслуживанием парка, в частности, с возникающими проблемами наличия запчастей для ремонта.

Как повысить привлекательность инновации

Тем не менее заместитель генерального директора по гражданской продукции АО «Концерн «Уралвагонзавод» Андрей Абакумов уверен, что потенциал для дальнейшего вывода инновации на сеть есть.

«Считаю, вагоны 25 тс до конца себя не исчерпали, хотя мы уже четко определились с тем, какая номенклатура подвижного состава удачно попала под повышенную осевую нагрузку», – сказал он.

В операторском сообществе видят несколько шагов, направленных на повышение привлекательности инновации. Самые главные – определить признаки экономической эффективности для приобретающего такой вагон и решить вопрос о наличии взаимозаменяемости основных комплектующих вагона, а также полное использование установленного ресурса комплектующих.

Еще одна мера – вернуться к схемам тарифного регулирования, которые стимулировали бы приобретение инновационного вагона.

«Важен конструктивный диалог с потребителем, заказчиком при формировании технического облика грузового вагона, изменении его конструкции. Чтобы была возможность взаимовыгодно обсуждать с разработчиком, изготовителем современные потребности рынка и формировать оптимальный технический облик вагона, в том числе формировать объективную оценку целесообразности применения повышенной осевой нагрузки – не везде она нужна», – говорит директор по развитию СОЖТ Дмитрий Шпади.

Источник: РЖД-Партнер