22 декабря 2022 г. состоялось заседание Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу под председательством вице-президента ОПЖТ Сергея Калетина.
В заседании приняли участие: президент ОПЖТ Валентин Гапанович, исполнительный директор ОПЖТ Антон Рыков, начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Михаил Сапетов, директор Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Игорь Волокитин, директор департамента по железнодорожной технике АО «НПК «УВЗ» Андрей Абакумов, генеральный директор ООО «НВК» Вадим Михальчук, заместитель генерального директора по качеству АО «Алтайвагон» Андрей Банных, директор по техническому развитию ПАО «ТрансКонтейнер» Сергей Гончаров, генеральный директор ООО «УКБВ» Александр Баранов, генеральный директор ООО «Нумерал» Екатерина Шилова, директор ООО «СВК» Андрей Осадчий, а также руководители и специалисты организаций-членов ОПЖТ.
Заседание открыл вице-президент ОПЖТ, председатель Комитета по грузовому подвижному составу Сергей Калетин. Он поприветствовал участников заседания и обратил их внимание на важность вопросов, включенных в повестку заседания.
Президент ОПЖТ Валентин Гапанович в своем вступительном слове подвел итоги работы ОПЖТ за 2022 год.
Он сообщил, что в результате работы ОПЖТ и ТК 045/ МТК 524 в текущем году разработано и согласовано 49 стандартов, из которых 33 стандарта (70 %) являются межгосударственными.
В 2022 году введён проект автоматизированной базы данных составных частей подвижного состава (АС «Электронный инспектор»). На данный момент в единой базе данных находится более 5 млн деталей. Впервые база данных пополняется забракованными деталями. Валентин Гапанович отметил, что это первый подобный проект в истории транспортного машиностроения. Проект Автоматизированной системы реализуется с 2020 года. Весь процесс формирования колесной пары осуществляется в автоматическом режиме – от выплавки до готовой продукции с возможностью получения электронного паспорта изделия, паспорта качества и всего, что связано с формированием электронного формуляра. На данный момент в данном проекте участвует 46 предприятий, в 2023 году к Системе планируется подключить 68 предприятий. Также в следующем году в базу данных планируется расширить до 7 млн деталей.
Президент ОПЖТ сообщил, что на данный момент разработано техническое задание на создание открытого реестра учтенных копий конструкторской и ремонтной документации. Целью проекта является создание Реестра учетных копий конструкторской и ремонтной документации, на котором в открытом доступе размещена информация о наличии у организаций на законных основаниях прав от правообладателей КД и РД на изготовление или ремонт продукции.
Докладчик отметил, что в данный момент ведется большая работа по снижению нагрузки на бизнес путем оптимизации процедуры присвоения условного номера клеймения для изготовителей, исключения дублирования выполняемых работ и снижения дополнительной финансовой нагрузки на предприятия. 8 ноября 2022 года при поддержке Федерального агентства железнодорожного транспорта, Ространснадзора и организаций-членов ОПЖТ создана Рабочая группа, в рамках которой проходят детальные обсуждения изменений в Положение об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей. На данный момент членами Рабочей группы выработано более 80 предложений, которые позволят снизить финансовые и временные затраты путем упрощения процедуры присвоения условного номера клеймения.
Он доложил присутствующим, что современные реалии ставят перед конструкторским бюро вагоностроения задачу запуска в серийное производство изготовление грузового вагона из высокопрочных марок сталей. Предварительные расчеты применения их позволяют изменить технические характеристики грузовых вагонов, увеличив грузоподъёмность вагонов, снизить коэффициент тары изделий, обеспечив прочностные характеристики изделий повысить эффективность перевозок грузов и обеспечить максимальную коммерческую привлекательность изделий. Решение этих вопросов позволит Компании выйти на новый уровень конструктивно технического развития. В заключении Александр Баранов сообщил, что из 3500 представленных проектов в ГК «Ростех» отобрано 12 и один из которых по высокопрочным сталям. Проект «Полувагон с применением высокопрочных марок стали», представленный Уральским КБ по вагоностроению, получил статус «Технологический лидер».
Ключевым решением является реализация принципа открытого информационного обмена между предприятиями отрасли и учет всех событий, происходящих с каждой отдельной деталью. В рамках этой работы на площадках предприятий участников апробировали использование Системы в различных конфигурациях на различных этапах процессов, выстраивали интеграции с внешними системами, системами предприятий и умным оборудованием, осуществляли передачу паспортов деталей между предприятиями, встраивались в производственные процессы.
Система учета деталей грузового вагона предназначена для автоматизации рутинных процессов и создания технологической основы цифровой трансформации предприятий.
Заместитель генерального директора по качеству АО «Алтайвагон» Андрей Банных выступил с докладом о разработке нормативов, допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей вагона, превышение которых может привести к сходу с рельс. В целях обеспечения объективности расследования при оценке технического состояния вагона на момент схода с рельс предложено рассмотреть вопрос о разработке «Нормативов, допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей вагона, превышение которых может привести к сходу с рельс», взяв за основу Распоряжение ОАО «РЖД» 1145р от 01.06.2009 года.
Заместитель председателя Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу Сергей Гончаров сделал информационное сообщение об итогах работы созданной на прошлом заседании Комитета рабочей группы.
Одним из вопросов, который рассматривался рабочей группой, является необходимость назначения срока службы для пружин рессорного комплекта тележек грузовых вагонов.
Председатель Комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу Сергей Калетин проинформировал участников о запросе Министерства Экономического развития Российской Федерации по целесообразности выведения кассетных подшипников качения из-под действия антидемпинговой меры на период проведения повторного антидемпингового расследования. Он сообщил, что на данный момент антидемпинговая пошлина составляет 41,5 % от стоимости подшипников. Также 10 % составляет ввозная пошлина на подшипники. В общей сложности нагрузка на операторов и производителей вагонов, которые покупают подшипники, составляет 51,5 %. Сергей Калетин предложил, методом квотирования на ввоз изделий, временно отменить антидемпинговую пошлину, пока Российские производители подшипников не обеспечат потребность отечественных вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий в полной мере. Участники заседания предложение поддержали.
Директор ООО «СВК» Андрей Осадчий выступил с докладом «Обеспечение гарантийных обязательств ВРП при ремонте вагонов производства АО «ТВСЗ» и выпуске на комбинированный критерий с установлением межремонтного срока 8 лет/1 млн км пробега».
В рамках своего доклада директор по техническом развитию ПАО «Трансконтейнер» Сергей Гончаров доложил о внесении изменений в конструкторскую документацию зарубежных производителей вагонов и запасных частей для вагонов. Для возможности проведения модернизации и изменения конструкции вагонов зарубежных производителей Сергей Гончаров предложил рассмотреть и обсудить вопрос возможности и необходимости создания отдельного порядка по внесению в конструкторскую документацию на вагоны различных изменений и дополнений при невозможности согласования вносимых изменений с владельцами конструкторской документации в связи с их уходом из Российской Федерации.
Темой доклада начальника ЦДИ ЦВ ОАО «РЖД» Михаила Сапетова стал мониторинг эффективности применения смазки «Буксол» в буксовых узлах. Он отметил, что практически все вагоны, которые проходят плановые виды ремонта, переводятся на Буксол.
Докладчик сообщил, что по состоянию на 1 декабря 2022 года парк колёсных пар составляет 4 240 тыс. единиц, в том числе заправленных смазкой Буксол – 748 тыс. единиц (17,6 %).
Исполнительный директор ОПЖТ Антон Рыков в рамках заседания Комитета ОПЖТ сообщил, что согласно принятому решению предыдущего заседания проект Положения «Об информационно-аналитической секции при Комитете ОПЖТ по грузовому подвижному составу» прошел общественное обсуждение. В период обсуждения в исполнительную дирекцию Ассоциации поступило около 10 предложений от Комитета и его членов. Все замечания и предложения учтены в окончательной конечной редакции. Антон Рыков обратился к Комитету с предложением одобрить Положение и в соответствии с пунктом 1.6. данного положения утвердить его решением Комитета.
В рамках заседания состоялось избрание руководителя информационно-аналитической секции при Комитете ОПЖТ по грузовому подвижному составу. Им стал директор Проектно-конструкторского бюро по вагонному хозяйству – филиала ОАО «РЖД» Игорь Волокитин.
Также по итогам голосования председателем Подкомитета по ремонту вагонов избран генеральный директор ООО «НВК» Вадим Михальчук.
В завершение заседания Сергей Калетин поблагодарил участников за продуктивную работу. Участники заседания выработали ряд предложений, которые будут отражены в протоколе заседания Комитета ОПЖТ.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности