Государственный стандарт, разработанный ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»), в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045/МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на вагоны-транспортеры, предназначенные для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по путям общего и необщего пользования железных дорог колеи 1520 мм.
Стандарт устанавливает требования к прочности и динамическим качествам при выполнении расчетов и оценке результатов испытаний по ГОСТ 33788-2016 «Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества» для несущей конструкции кузова вагона, грузов, установленных на вагоне и выполняющих функции несущих элементов, крепления подвесного оборудования вагона, несущей конструкции и крепления подвесного оборудования тележек, составных частей тормозной рычажной передачи, а также требования к автоматическому сцеплению вагонов и проходу сцепленными вагонами кривых участков пути.
Обоснование целесообразности разработки стандарта заключалась в том, что ранее для расчетной оценки прочности и динамических качеств вагонов-самосвалов использовался документ «Нормы расчета и проектирования железнодорожных транспортеров» (приложение к протоколу двадцать пятого заседания рабочей группы по стандартизации технических средств КТС и железнодорожного транспорта, 1984 г.) (далее – Нормы).
Основные положения Норм были заложены еще в 1970-1980 гг., когда применения вычислительной техники находилось на начальной стадии. Соответствующие подходы были ориентированы на применение при расчетах аналитических приближенных уравнений, которые в настоящее время заменены численными методами (методом конечных элементов при расчетах прочности и методом численного интегрирования уравнений движения вагона для определения его показателей динамических качеств). Аналитические расчеты сдерживают внедрение современных методов расчета, а также служат ограничением для проведения научных исследований. Следует также отметить, что при создании новых конструкций подходы, описанные в Нормах, не позволяют учитывать преимущества инновационных ходовых частей в части динамических качеств и снижения нагруженности кузова.
Исходя из вышесказанного, вводимый ГОСТ 34772-2021 позволяет решить следующие задачи:
- обеспечить соответствие техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011);
- учесть современные подходы к испытаниям (измерение динамических сил) и расчетам (моделирование движения вагона на основе уравнений динамики, метод конечных элементов для расчета прочности);
- снять ограничения по улучшению технико-экономических параметров вагонов;Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности