Госдума предложила установить с 2026 года регуляторные ограничения на эксплуатацию «низкоэффективных» вагонов. Такая инициатива изложена в письме первого зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Андрея Лугового вице-премьеру Дмитрию Григоренко, передает РБК.
Речь идет о типовом подвижном составе с осевой нагрузкой 23,5 тс, сдерживающем, по словам депутата, пропускную способность железнодорожной сети: их предлагается заместить инновационным, повышенной грузоподъемности, (25 тс): это позволит только на Восточном полигоне использовать на 7,2 тыс. вагонов в месяц меньше при сохранении объемов перевозок.
Необходимость этой меры Луговой объясняет сформировавшимся у сети РЖД профицитом парка (сейчас на путях находится более 1,4 млн вагонов, по оценкам перевозчика 400 тыс. из них — лишние), что влечет за собой снижение эксплуатационных показателей железной дороги, приводя к замедлению оборота вагонов (времени их эксплуатации от погрузки до следующей погрузки. — РБК). Использование инновационных вагонов обеспечит рост полезной массы перевозимого груза на 37%, снижение удельных топливно-энергетических затрат — на 22%, затрат на ремонт пути — на 15%, а также сокращение потребного парка до 40%.
Для перехода на вагоны повышенной грузоподъемности подготовлены предложения о поэтапном обновлении парка, которые должны стимулировать операторов переходить на работу с подвижным составом «с улучшенными техническими характеристиками», считает депутат. Этот механизм уже поддержали Минпромторг, Минтранс и РЖД. Однако в Минтрансе, отмечает Луговой, считают, что установление таких ограничений не входит в компетенции ведомства. Парламентарий попросил Григоренко дать поручение провести анализ полномочий министерства в аппарате правительства и определить порядок реализации меры.
Предварительно с 1 января следующего года предлагается установить регуляторные ограничения для полувагонов новой постройки с нагрузкой 23,5 тс. В частности, внести изменения в соответствующий пункт Правил технической эксплуатации железных дорог, запретив включение в состав поездов груженых полувагонов с такой нагрузкой, изготовленных после этой даты.
Сейчас в сети насчитывается более 640 тыс. полувагонов, из которых около 450 тыс. — с осевой нагрузкой 23,5 тс и только 190 тыс. — инновационные, указано в письме.
С инициативой депутатов не согласны на рынке, операторы считают, что решение приведет к росту тарифов для грузоотправителей.
В Информационном центре операторов (ИЦО) сомневаются в актуальности перехода на инновационные вагоны. В условиях падающего рынка (погрузка РЖД снижается в течение всего 2025 года, за семь месяцев сократившись на 7,3% год к году, до 646,6 млн т, главным образом за счет строительных, металлургических, нефтяных и угольных грузов) более дорогие вагоны повышенной грузоподъемности (средняя стоимость типового полувагона в течение прошлого года была на уровне 5,7 млн руб., инновационного — 6,9 млн) вряд ли будут пользоваться большой популярностью, считают в ИЦО.
«В этом случае выигрыш от разовой перевозки чуть большего количества тонн ведет к резкому росту себестоимости перевозки этой тонны. С точки зрения высвобождения парка, да — загрузка сети РЖД незначительно снизится. Однако основополагающие факторы, влияющие на объемы перевозок и пропускные способности РЖД, — это макроэкономика: цены на мировые сырьевые товары, величина тарифов, курс рубля и ключевая ставка. Именно эти показатели глобально влияют на загруженность инфраструктуры», — пояснил он.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности