16.04.2025

В США снова подняли идею о господдержке покупки новых грузовых вагонов

В Палату представителей был внесен двухпартийный законопроект, предусматривающий налоговые льготы при закупке новых грузовых вагонов, производимых в стране, а также при проведении модернизации цистерн. Он был поддержан отраслевыми ассоциациями – Railway Supply Institute (RSI) и Rail Security Alliance (RSA).

Актуальность и суть предлагаемой меры

Отмечается, что в настоящий момент парк Северной Америки превышает 1,6 млн грузовых вагонов, из которых около 321 тыс. (19,6%) простаивает, а около 200 тыс. (12,5%) имеют возраст более 40 лет. По оценкам RSA, в течение 15 лет потребуется обновить около 250 тыс. вагонов.

Внесенный в феврале законопроект предполагает, что при приобретении нового вагона, производимого в США, покупатель получает ограниченный во времени налоговый зачет в 10% от суммы уплачиваемого налога. При этом закупка вагона должна сопровождаться списанием двух эксплуатируемых, а также претендующий на поддержку должен показать повышение топливной эффективности или грузоподъемности минимум на 8%.

Дополнительно такой налоговый зачет планируется распространить модернизацию цистерн до стандарта безопасности DOT-117. К более активному переходу на данный стандарт в 2023 году призывал Минтранс США после крушения грузового поезда перевозчика Norfolk Southern (NS) с высокотоксичными химическими веществами в штате Огайо. При модернизации цистерн заказчик также должен будет задекларировать рост топливной эффективности или грузоподъемности.

Применение льготы предполагает также следующие условия:
- действие налогового зачета в течение трех лет после вступления в силу закона,
- одно юрлицо к налоговому зачету может подать не более 1 тыс. новых вагонов в год,
- списываемые вагоны должны быть в эксплуатации в течении 4 лет до вступления закона в силу и их затем должны отставить от эксплуатации,
- бенефициары получения зачетов, а также поставщики вагонов и услуг модернизации должны быть частными компаниями.

Ожидаемые эффекты

Среди потенциальных эффектов RSA указывает защиту 65 тыс. рабочих мест в производственном секторе США и поддержку развития железнодорожной отрасли. Как уже отмечалось, базовым требованием в законопроекте является производство подвижного состава в США. При этом сегодня более половины вагоностроительных мощностей для рынка Северной Америки находится в Мексике. Крупнейшие игроки – Greenbrier, Trinity и FreightCar America – массово перенесли их в Мексику в 2000-2020-х годах с целью экономии на издержках.

Также RSA заявляет, что за счет нового подвижного состава будет существенно повышена топливная эффективность и снижены углеродные выбросы. Например, ассоциация считает, что при замене только трети из почти 300 тыс. эксплуатирующихся хопперов на новые с большей вместимостью за первый год при тяге может быть сэкономлено 4,3 млн галлонов (16 тыс. т) дизельного топлива. Выбросы CO2 в течении 20 лет при замене на более грузоподъемные хопперы могут сократиться на 6,8 млн т, при обновлении автомобилевозов – на 13,2 млн т, при обновлении платформ для двухярусной перевозки контейнеров – на 3,3 млн т.

Стоит отметить, что вагоностроительная Greenbrier еще в 2021 году использовала «зеленую» риторику в презентации нового полувагона для NS. Тогда указывалось, что новая сталь обеспечивает продление срока службы и увеличение грузоподъемности, которые при эксплуатации обеспечивают снижение выбросов CO2.

Предыдущий опыт

Первая редакция этого законопроекта была внесена в Конгресс еще в 2020 году. Она предусматривала внесение поправок в налоговый кодекс 1986 года, чтобы предоставить налоговой зачет в размере 50% от стоимости новых грузовых вагонов или модернизации существующих. Предполагалось, что покупатель сможет уменьшать свои платежи по налогам на эту сумму в течение нескольких лет. Необходимость таких мер поддержки тогда объясняли аномально низким спросом на новые вагоны из-за пандемии Covid-19.

Однако данная законодательная инициатива принята не была и вносилась затем в Конгресс в 2021, 2022 и 2023 годах. Редакции 2022 и 2023 года главным образом отличались от изначальной более низкой процентной ставкой по зачету. Так, она была снижена до 10% и сохранилась в текущем законопроекте. Дополнительно были убраны пункты по компенсации расходов на утилизацию или повышение экологических стандартов.

В России также в 2020 году на фоне Covid-19 обсуждался похожий механизм поддержки. Он предполагал схему trade-in – субсидирование скидки на покупку нового вагона с осевой нагрузкой 25 тс при списании трех старых. Однако в итоге она не была поддержана Минпромторгом России.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency