04.03.2025

Вагонам хотят сократить срок службы

Ударить по профициту списанием

Тема ускоренного списания подвижного состава снова получила актуализацию, на этот раз в свете борьбы РЖД с так называемым «лишним» парком.

Как заявляли в монополии, в 2024 году на сети избыток вагонов превышал 250 тыс. ед., и проблема может усугубиться в будущем.

Потребный парк до 2028 года оценивается перевозчиком в 1,1 млн вагонов. При этом по предварительным данным к этому сроку может быть построено 462 тыс. вагонов, а списано 135 тыс. В итоге общий парк возрастет до 1,6 млн ед. Такое количество будет превышать потребности в нем на 43%.

В конце января 2025 года в Минпромторге России прошло межведомственное совещание рабочей группы по вопросу допуска грузовых вагонов на сеть РЖД, где прозвучало предложение о необходимости проработки вопроса по опережающему списанию парка (протокол заседания есть в распоряжении РЖД-Партнера).

Правила для новичков

В Минтрансе предлагают рассматривать данную инициативу с учетом экономической эффективности ремонта и содержания подвижного состава.

В Союзе операторов железнодорожного транспорта указывают на необходимость учета ценового фактора грузового вагона при рассмотрении предложений о сокращении его назначенного срока службы. Причем данная мера не должна относиться к эксплуатируемому парку.

Ограничение срока службы может рассматриваться только для вновь изготавливаемого подвижного состава, и это важно учитывать в итоговой стоимости новой продукции, говорят операторы. Вагоны, которые сейчас работают на сети, приобретались их собственниками из расчета срока эксплуатации на дату покупки, подчеркивают в одной из крупных операторских компаний.

Кроме того, отмечают там, учитывая своевременное проведение ремонта вагонов, предусмотренное конструкторской документацией, нет оснований для однозначного вывода о влиянии существующего нормативного срока службы подвижного состава на безопасность движения поездов.

Предложения по ускоренному списанию вагонов и ограничению периода эксплуатации аккумулируются в Минпромторге. Одновременно формируется дорожная карта по стабилизации ситуации с выпуском на сеть новых вагонов в условиях профицита парка. При этом Союзу «Объединение вагоностроителей» с учетом Стратегии развития транспортного машиностроения РФ до 2030 года поручено проанализировать объемы вагоностроения и подготовить предложения по плану производства по типам подвижного состава до 2035 года.

Наверное, правильно говорить не об ограничении срока службы вагона, а о том, как мотивировать собственника к ускоренному списанию, полагает начальник управления маркетинга и стратегического планирования АО «Уралвагонзавод-Транс» Станислав Золотарев. Это может быть подвижной состав с минимальной эксплуатацией, условно говоря, 10 лет. Между тем в нынешних реалиях с учетом стоимости вагона, лизинговых платежей, ставок аренды у оператора пока остается вариант, как можно больше сделать срок службы.

При этом на ситуацию, когда подвижного состава строится гораздо больше, чем списывается, повлияли сами РЖД, обращают внимание эксперты. Еще в 2018 году компания дала отрасли прогнозы по наращиванию объемов вагоностроения к 2025 году. Однако те ориентиры, как показала жизнь, оказались неверными.

Источник: РЖД-Партнер