За I полугодие 2025 г., по данным союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС), с сети РЖД было списано 16 тыс. грузовых вагонов, что на 66% больше, чем за аналогичный период 2024 г. По итогам года это количество вырастет до 30 тыс. штук (+40–45% к показателям 2024 г.). Наиболее массовыми типами списываемого подвижного состава станут полувагоны и нефтебензиновые цистерны. Опрошенные «Экспертом» специалисты рынка отмечают, что говорить о рекордном объеме списания вагонов пока не приходится, но крупные списания могут начаться с 2030 г. По данным РЖД, за 7 месяцев на сеть поступило 37,8 тыс. новых вагонов, а выбыло около 20,5 тыс. Производство превышает списание на 17,3 тыс. единиц. При этом производство новых «грузовиков» сократилось (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) на 15% за I полугодие, и на 17% за январь — июль, составив 34,2 тыс. штук.
Основным драйвером роста списаний в объединении назвали работу «РЖД» по выведению невостребованного парка с инфраструктуры общего пользования и изменения правил приписки новых грузовых вагонов. С осени 2024 г. РЖД ведут «борьбу» с профицитным «порожняком» на сети: количество таких вагонов монополия оценивала в 400 тыс. штук. Также РЖД с конца прошлого года начали ужесточать правила приписки вагонов. Как сообщал «Коммерсантъ», были введены лимиты приписки по прилегающим к заводам железнодорожным станциям РЖД. А как сообщал РБК со ссылкой на разъяснения монополии, для приписки из общей длины путей также исключены все, задействованные в технологических и коммерческих операциях, погрузке, выгрузке, промывке, ремонте, — таким образом, использоваться могут только резервные или тупиковые маршруты.
«В результате операторские компании, проанализировав издержки на содержание вагонов, принимают решение о досрочном списании той части парка, что не востребована или требует дорогостоящего ремонта», — отметил исполнительный директор ОВС Евгений Семенов.По оценке ОВС, наиболее массовые списания грузовых вагонов фиксировались в 2015 и 2016 гг. как реакция на установление запрета на продление назначенного срока службы грузового подвижного состава. Тогда по окончании срока службы было списано 109,8 и 114,9 тыс. вагонов соответственно. Заметные объемы списания также были зафиксированы в 2014 г. (47,6 тыс. вагонов), 2017 г. (52,2 тыс. вагонов) и 2018-м (29,1 тыс. вагонов). В другие периоды уровень списания не превышал показателя в 25 тыс. единиц в год. Динамика изменения объемов списания грузовых вагонов зависит от поставок новых в ретроспективный период, если не вводятся регуляторные ограничения, отмечает управляющий партнер и сооснователь ROLLINGSTOCK Agency (RSA) Александр Поликарпов: «По отдельным родам вагонов пики списания по годам сильно отличаются. Например, сейчас идут значительные объемы списания цистерн. Это мировая практика: таким же образом, например, работает другой крупнейший рынок грузовых вагонов — в США».
Современные грузовые вагоны имеют различные нормативные сроки службы, продолжает Поликарпов. У полувагонов с нагрузкой на ось 25 тс (тонна-сила) срок службы составляет 32 года. «Получается, при текущем парке в 1,4 млн грузовых вагонов и при сроке службы в 32 года средний ежегодный объем списания составлял бы 43,8 тыс. единиц. При этом у многих вагонов, эксплуатируемых сегодня на сети, срок службы меньше 30 лет: например, у полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс он составляет 22 года», — отмечает он. В целом, по оценкам ROLLINGSTOCK, до 2030 г. годовые объемы списания не превысят 36 тыс. единиц, если не будет изменений регуляторных условий. При этом будут постепенно расти объемы списания полувагонов. Массовых списаний грузовых вагонов рынку надо ждать с начала 2030-х гг., прогнозируют в RSA. Ускоренное снятие с регистрации связано с естественным процессом — с ростом количества вагонов с истекающим сроком службы, соглашается заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. По оценке института, выпуск грузовых вагонов в 2025 г. превысит 56 тыс. единиц, а снятие с регистрации превысит 30 тыс. вагонов, из них снятие с регистрации по сроку службы составит около 25,6 тыс. вагонов. «Явного тренда на преждевременное списание в металлолом вагонов, у которых не истек срок службы, не наблюдается», — сообщил он. РЖД в начале года прогнозировали, что выпуск вагонов превысит их списание на 50 тыс. штук (списано будет 27 тыс. вагонов за год, а выпущено новых — 70–75 тыс.). Такие цифры приводил заместитель гендиректора РЖД — начальник центральной дирекции управления движением Михаил Глазков. По текущей динамике производство превышает списание лишь на 14,1 тыс. вагонов.
«Компания ориентируется на прогнозы Минпромторга и вагоностроительных предприятий. По данным Объединения вагоностроителей, план производства вагонов на этот год составляет около 50 тыс. единиц», — заявил в комментарии «Эксперту» представитель монополии. По данным Евгения Семенова, эта цифра уже скорректирована до уровня не более 45 тыс. единиц. Ускоренное же списание вагонов, по мнению РЖД, связано с их невостребованностью в перевозочном процессе и нецелесообразностью ремонта подвижного состава, срок службы которого подходит к концу. «По статистике, такие вагоны чаще всего отцепляются во внеплановые виды ремонта, что требует существенных дополнительных затрат как самих собственников подвижного состава, так и РЖД — на отцепку, маневровые операции и компенсацию возникшего вследствие этого сбоя в движении поездов», — пояснили в РЖД.
При этом темпы поступления нового парка на сеть по-прежнему опережают выбытие старых вагонов, отмечают в компании: за 7 месяцев года на сеть поступило более 37,8 тыс. новых вагонов, а выбытие по сроку службы составило около 20,5 тыс. единиц. «Наибольший прирост обеспечен по полувагонам (поступило 17,5 тыс., списано 5 тыс.), которые формируют основу всего профицитного парка из-за снижения предъявления массовых насыпных грузов — угля и стройматериалов», — уточнили в РЖД, напомнив, что избыток парка сильно ухудшает условия работы железнодорожного транспорта. В монополии предлагают переходить на инновационный подвижной состав, который позволяет меньшим парком перевозить бо́льшие объемы груза, а также внедрять механизм trade-in на вагоны для обновления парка.
В крупном железнодорожном операторе «Атлант» считают, что списание вагонов в 2025 г. может стать рекордным за последние 6 лет, но это соответствует графику выбытия вагонов по сроку службы. «Большие объемы списания объясняются рыночной ситуацией. В условиях снижения спроса на вагоны и ставок доходности, для оператора становится нецелесообразным дожидаться окончания нормативного срока службы: содержание вагонов обходится дороже, чем их фактическая доходность. Поэтому владельцы парка уже вводят в практику отказ от последнего планового ремонта (за 2 года до окончания срока службы) и досрочную утилизацию», — отметили в аналитическом департаменте «Атланта». Инициативу trade-in на вагоны там оценили как «интересную». Речь идет о вагонах с остаточным сроком службы, например 3–5 лет, взамен на приобретение нового инновационного вагона, возможно, с господдержкой. Это позволит и сократить избыточный парк и сформировать спрос на инновационные вагоны.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности