21.06.2024

Вагоноремонт и цифровая трансформация в начале пути

О его величестве вагоне, и о цифре, которая стала модным дополнением к вагону. Так начал свой доклад на конференции «Цифровизация на транспорте», которую организовал и сегодня провел РЖД-Партнер, Дмитрий Шпади, директор по развитию СОЖТ. С его слов, вагоноремонтные предприятия России к индустрии 4.0 в ее полном понимании пока не подошли.

«Есть горячие головы, которые обещают создать цифровой двойник уже завтра. Но до этого момента еще далеко! Да, некоторые вагоноремонтные предприятия для осуществления своей профессиональной деятельности «внутри себя» создают цифровые продукты, в том числе и по продвижению товарно-материальных ценностей. Однако сам по себе вопрос цифровой трансформации еще в начальной стадии», – говорит он.

Цифровая трансформация и предшествующая ей цифровизация – это не переход от Excel на другие более сложные программные продукты. На сегодняшний день вагоноремонту в ряде случае вообще предлагают внести в ремонтную документацию обязанность подтверждать документами на бумажных носителях легитимность применяемых комплектующих. И в первую очередь это касается дорогих комплектующих, которые предоставляются владельцами вагонов как давальческое сырье. В результате ремонтникам и операторам придется, непонятно где и как, добывать заверенные копии документов. Тогда как уже сегодня существует реестр сертификатов и условных номеров клеймения на сайтах РСФЖТ и Росжелдора. Однако системы, позволяющей «подтягивать» данные этих реестров при заключении договоров поставки, на текущей момент не создано, даже на базе уже признаваемой архаизмом системы блокчейн. В итоге владелец вагона и вагоноремонтник вынуждены вести переговоры в условиях сложностей с получением необходимой информации, базируясь преимущественно на таком критерии, как цена услуги ремонта. Все это следует из презентации Д. Шпади.

Однако, как сказал Д. Шпади, сегодня мы уже начинаем движение в правильном направлении и собираемся на площадке ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» под эгидой Управления вагонного хозяйства ЦДИ ОАО «РЖД» со всеми участниками вагонного рынка для обсуждения в том числе вопросов применения цифровых технологий, в первую очередь в вагоноремонтном сегменте.

Как следует из презентации Д. Шпади, есть пути решения существующих вызовов, и один из таких путей – создание открытой экосистемы по организации вагоноремонта, для чего требуется в первую очередь оценить цифровую зрелость вагоноремонтных предприятий.

Фото: РИА Новости. Михаил Голенков.

Источник: РЖД-Партнер