Несмотря на негативные прогнозы прошлого года, рост погрузки на сети РЖД в 2021-м стимулировал спрос на услуги вагоноремонтных компаний. Оценку состояния отрасли дал генеральный директор группы НВРК Вадим Михальчук.
– Вадим Сергеевич, можно ли уже обозначить предварительные итоги года?
– Мы оцениваем завершение 2021 года на уровне, близком к 445 тыс. плановых ремонтов, что на 19% больше аналогичного показателя 2020-го и на 3% больше 2019 года.
Основная причина роста объемов ремонта – это отложенный спрос прошлых лет. Начиная с марта потребность в ремонте на сети приобрела ажиотажный характер, собственники вагонов на фоне высоких ставок предоставления подвижного состава начали массово «поднимать» вагоны, которые должны были ремонтироваться в 2020 году.
Но так как в прошлом году данный дисбаланс привел вагоноремонтную отрасль к убыткам и потере квалифицированного персонала, восстановление ремонтникам дается с большим трудом. Одновременный рост цен на комплектующие и повышение заработной платы персонала вынуждают нас поднимать стоимость своих услуг. Боюсь загадывать, сколько по времени такой тренд продлится, но если мы не будем подстраиваться под рыночные реалии, а операторское сообщество продолжит игнорировать данные изменения, отрасль может лишиться многих предприятий, что окончательно «затрамбует» оставшуюся ремонтную инфраструктуру, и депо не будут готовы обслуживать сеть.
– С учетом такой конъюнктуры возможна ли кооперация между вагоноремонтными компаниями?
– Рынок планового ремонта является абсолютно конкурентным уже на протяжении многих лет и будет оставаться таким и далее. Приватизация ВРК-3 в 2019 году и ВРК-2 в прошлом году эти тренды только усилила, и у собственника подвижного состава есть выбор, где ремонтировать свой вагон. группа компаний НВРК является лидером на рынке планового ремонта. Но это лидерство базируется на уважении к клиенту и его потребностям. Если заказчик по каким-либо причинам будет недоволен нашим сервисом или ценовой политикой, он всегда сможет найти альтернативу.
Клиенту выгодна конкуренция, а объединение снижает степень свободы в выборе подрядчика. Мы также считаем, что честная рыночная конкуренция – это благо для отрасли и экономики страны в целом. Только конкуренция заставляет компании анализировать себя, делать работу над ошибками и непрерывно улучшаться.
Кооперация между вагоноремонтными компаниями возможна только в вопросах нормотворчества и отстаивания общеотраслевых интересов. Для этих целей, в частности, создан Союз вагоноремонтных предприятий, членами которого являются все крупные вагоноремонтные компании, и мы, пользуясь случаем, приглашаем участвовать в работе СВРП остальных участников рынка.
– Какие риски и какие преимущества видят вагоноремонтные компании в части объединения своих ресурсов для совместного обслуживания клиентов?
– Нужно понимать простую истину: любой вагон, эксплуатируемый на сети железных дорог, находится на гарантийной ответственности либо вагоностроительного завода, либо вагоноремонтного предприятия. В этой связи объединение ресурсов необходимо, так как ни одна даже сетевая вагоноремонтная компания не закрывает на 100% сеть РЖД в вопросах ремонта. Поэтому в части исполнения гарантийных обязательств мы сотрудничаем с предприятиями ЦДИ и другими вагоноремонтными компаниями, как и они, в общем-то, с нами.
По той же причине возможно общее сотрудничество при исполнении ремонтными компаниями сервисных контрактов. Данное решение позволяет значительно сократить плечо подсыла вагонов в ремонтные депо. Если собственник ремонтирует вагоны самостоятельно, то почвы для совместного обслуживания нет. На предприятиях группы НВРК исторически апробирована и успешно внедряется концепция универсальных депо, то есть способных в одной точке оказать максимально широкий спектр услуг.
Фото: https://k-ppgt.ru/.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности