19.07.2018

Владимир Путин займется вопросом ремонта тележек УВЗ

Как стало известно “Ъ”, глава «Ростеха» Сергей Чемезов решил привлечь высшее руководство страны к решению узкоотраслевой, хотя и значимой проблемы унификации правил ремонта вагонных тележек. Он попросил Владимира Путина поддержать позицию входящего в «Ростех» Уралвагонзавода (УВЗ), президент поручил правительству «рассмотреть и поддержать» запрос. На УВЗ необходимость привлечения первых лиц связывают с рисками для безопасности перевозок, в то время как владельцы вагонов полагают, что речь идет о желании УВЗ увеличить влияние на рынке ремонта.

Вопрос об унификации ремонта тележек для грузовых вагонов наиболее распространенного образца (модель 18–100 производства УВЗ и родственные ей, на которых базируется около 80% парка) вынесен на рассмотрение Владимира Путина. 4 июля письмо с просьбой поддержать позицию УВЗ в этом вопросе президенту написал глава контролирующего УВЗ «Ростеха» Сергей Чемезов (“Ъ” знаком с содержанием письма). Господин Чемезов пишет, что за последние десять лет «значительно возросло» количество фактов оборудования вагонов копиями тележек и «изменения их конструкции без согласования с разработчиком», что привело к нарушению безопасности движения. Он просит поручить Минтрансу и ОАО РЖД совместно с Объединением вагоностроителей «обеспечить внедрение разработанной УВЗ документации по эксплуатации и ремонту всех вагонов на тележке модели 18–100 и ее аналогов, эксплуатируемых в РФ». В «Ростехе» подтвердили подлинность письма.

Президент 5 июля наложил на письмо резолюцию с просьбой премьеру Дмитрию Медведеву «рассмотреть и поддержать». В аппарате вице-премьера Максима Акимова “Ъ” пояснили, что письмо отправлено в Минтранс и Минпромторг для выработки предложений. В Минпромторге и Минтрансе заявили, что письмо получили и прорабатывают. В ОАО РЖД от комментариев воздержались.

Как неоднократно писал “Ъ”, УВЗ давно добивается введения единообразных ремонтных процедур для всех тележек образца 18–100 и разработал для них ремонтную документацию (РД). Но это встретило сопротивление собственников вагонов и других вагоностроителей, опасавшихся масштабные убытков (несколько миллиардов рублей) и ограничения конкуренции в ремонтах. Чиновник, знакомый с позицией Минтранса, говорит, что и министерство не поддерживает новую РД, задним числом существенно меняющую условия ремонта купленных вагонов.

«Уже больше половины — 110 — предприятий вагонно-ремонтного комплекса перешли на разработанную нами РД,— говорят на УВЗ.— Документация прошла приемочные испытания с участием ОАО РЖД и органов власти». Ряд операторов вагонов «не могут смириться с мыслью о необходимости соблюдения требований законов и нормативных документов», регулирующих ремонты, что негативно сказывается на безопасности перевозок, добавляют в компании. На УВЗ считают, что за пять-семь лет стоимость ремонта «благодаря усилиям операторов» упала вдвое за счет ухудшения качества, а цены на новые вагоны выросли в полтора раза. Это «серьезнейшая проблема с очень серьезными и опасными последствиями», заявили на предприятии, «поэтому и обращено внимание на самом высоком уровне».

В своем письме Сергей Чемезов также просит «привести в соответствие с законодательством ЕАЭС и РФ акты Совета по железнодорожному транспорту СНГ в отношении вагонов, эксплуатируемых на российских железных дорогах». Совет включает железнодорожные администрации 18 стран с российской шириной колеи (1520 мм). Как писал “Ъ” 13 июня, Россия пыталась провести через совет решение о том, что все вагоны, ездящие в РФ, независимо от страны-собственника должны ремонтироваться только в соответствии с регламентом Таможенного союза и правилами технической эксплуатации. Это не прошло как решение, но позиция России была зафиксирована в виде особого мнения, на основе которого российские ведомства уже приняли ряд документов. Участники рынка выражали опасение, что единое пространство 1520 будет разрушено из-за введения сепаратных ремонтных регламентов (подробнее см. "Ъ-Онлайн").

Источник: КОММЕРСАНТ