11.09.2024

За вагон придётся заплатить

В текущем году ставки аренды на различные типы грузовых вагонов показали двузначный рост относительно предыдущего года. Сегодня наблюдаются высокие ставки в сегментах хопперов-зерновозов, цистерн для перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ) и нефтепродуктов. Эксперты отмечают, что динамика увеличения стоимости аренды сохранится и осенью.

Постоянный рост цен на новые вагоны и стоимость привлечения финансовых средств на их содержание увеличивают расходы на приобретение нового подвижного состава, дополнительно раскручивая рост ставок, отмечает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

Тонкости аренды

По данным ИПЕМа, за год – с июля 2023-го по июль 2024-го – ставки суточной аренды грузовых вагонов выросли. Так, в сегменте наиболее массового вида подвижного состава, полувагонов, они увеличились на 20–22%, для цистерн – на 20–40% (разница зависит от типа цистерн), на фитинговые платформы – на 4–17%.

Ставки аренды на основные рода подвижного состава оставались стабильными в течение первой половины 2024 года, но в конце лета начали постепенно увеличиваться, отмечает руководитель Информационного центра операторов Николай Михайлов. Однако тенденция пока затрагивает не все типы вагонов и больше характерна для краткосрочных договоров, нежели для заключённых ранее долгосрочных.

Так, например, в сегменте фитинговых платформ ставки по новым договорам, особенно краткосрочным, демонстрируют существенный рост. В сегменте полувагонов долгосрочные ставки аренды показали двухпроцентный рост как в июле, так и в августе.

Выстроиться по линейке

Как рассказал «Гудку» начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода, высокие текущие ставки аренды фиксируются на хопперы-зерновозы, цистерны для перевозок СУГ и нефтепродуктов. Также достаточно высокие ставки фиксируются в сегменте инновационных полувагонов.

Что касается фитинговых платформ, Центр цифровых индексов фиксирует значительной рост ставок аренды, делится Кирилл Никода. «Текущие спотовые ставки на наиболее востребованные 80-футовые платформы оцениваются на уровне 2767 руб./сут. против 1975 руб./сут. в августе 2023 года», – отмечает эксперт. При этом ставки по краткосрочным договорам превысили 3000 руб./сут.

В сегменте наиболее массового вида подвижного состава – полувагонов – также фиксируется рост арендных ставок. По словам Михайлова, средний уровень долгосрочных ставок на полувагоны по состоянию на вторую половину августа составляет 2600–2650 руб./сут. По краткосрочным контрактам ставки превысили уровень 3000 руб./сут.

За год ставка аренды в сегменте полувагонов в среднем выросла на 685 руб., констатирует операционный директор ABC-Rail Лилия Васильева.

В сегменте нефтебензиновых цистерн уровень долгосрочной ставки аренды составляет 2350–2400 руб./сут., отмечает Николай Михайлов. Тем не менее на рынке есть ставки и выше. Так, член правления компании RAILGO Олег Яценко поделился цифрами динамики изменения ставки на аренду нефтебензиновой цистерны в течение 2024 года. «Согласно агентству Argus, в январе она составила 2090–2310 руб., в марте – 2180–2330 руб., в мае – 2280–2435 руб., в июле – августе – 2340–2600 руб.», – рассказал он.

За 12 месяцев ставка на данный тип вагонов в среднем выросла на 700 руб., подчеркнула Лилия Васильева.

Единственный сегмент вагонов, в котором ставки остаются без изменений, – крытые вагоны. «В сегменте крытых вагонов снижение грузовой базы сохраняет ставки без изменения на фоне высокого оборота», – подчеркнул Николай Михайлов.

Аспекты роста

На уровень ставки влияет множество факторов: сроки заключения контрактов, объёмы привлекаемого парка, востребованность вагонов, сезонность (для некоторых видов подвижного состава), а также рыночные условия. Большое влияние на изменение арендной ставки на вагоны оказывает стоимость организации ремонтных работ, распределение ответственности за их проведение, схема начисления аренды в этот период, условия по передаче и возврату парка, тарифы на ремонт подвижного состава, сказал начальник отдела эксплуатации и ремонта подвижного состава и контейнеров АО «РЖД Бизнес Актив» (РЖД БА) Сергей Вавилонский.

Представитель РЖД БА (в активе компании свой парк фитинговых платформ) отмечает, что в 2024 году многие вагоноремонтные организации существенно подняли цены: тарифы на ремонт увеличились на 20–30%.

«С учётом соблюдения установленной периодичности ремонтов и замены комплектующих сейчас расходы на техническое содержание фитинговых платформ составляют порядка 700–800 руб. на вагон в сутки», – говорит Сергей Вавилонский.

На этом фоне при растущем общем объёме парка его избытка на сети не ощущается, более того, по отдельным сегментам продолжают возникать локальные дефициты.

Прогнозы экспертов

Николай Михайлов предполагает повторение осенью прошлогоднего сценария: ставки пойдут вверх. «Свою роль сыграет и сезонное увеличение перевозок по отдельным сегментам, и растущие расходы операторов. Кроме того, новые вагоны подорожали с начала года на 25–45%. С ростом ключевой ставки увеличилась и стоимость лизинга», – подчёркивает он.

Эта оценка находит подтверждение и в прогнозах экспертов. Так, по оценке ИПЕМа, в краткосрочном периоде до конца 2024 года ставки аренды грузовых вагонов продолжат умеренно расти. В обзоре транспортного комплекса России по итогам первой половины 2024 года, подготовленном Государственной транспортной лизинговой компанией, также говорится, что устойчивый рост арендных ставок на почти все типы подвижного состава, кроме универсальных платформ, ожидается до конца 2024 года.

Фото: Аркадий Шаповалов. Пресс-служба ОАО «РЖД».

Источник: ГУДОК