Объём нового бизнеса на рынке лизинга за первое полугодие 2023 года по оценке «Эксперт РА» практически достиг 1,5 трлн рублей, показав двукратный рост, портфель превысил 7 трлн рублей. О состоянии отраслей лизинга и рынка транспорта в 2023 году, переходе с европейской техники на китайские и российские аналоги, «буме» проектов транспортной инфраструктуры и прогнозах по рынку в интервью ТАСС рассказал исполнительный вице-президент банка ГПБ (АО), генеральный директор Группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
— Максим Юрьевич, на прошедшем Восточном экономическом форуме вы сообщили, что российскому авторынку требуется 1 млн автомобилей. Насколько это реализуемо сейчас?
— Да, требуется не менее 1 млн машин, что вполне реализуемо, если будут учтены некоторые условия. Конечно, речь о продажах более бюджетного, но надёжного транспорта. Ещё большая локализация автопроизводства на территории РФ для снижения конечной стоимости машины имеет колоссальное значение. Простая математика: сейчас средняя розничная цена на стандартный китайский автомобиль равна 2,3 млн рублей.
Порядка 55–60% составляют в ней официальные сборы, наценки дилеров и дистрибьюторов. То же самое и с китайским грузовым транспортом. К примеру, грузовик стоит 11,8 млн рублей. Около 50% его стоимости приходится на сборы и наценки.
Также мы проанализировали, чтобы покрыть текущий спрос в автотранспорте, необходимо увеличить товарооборот между РФ и Китаем более чем на $30 млрд. По-прежнему сохраняется дефицит, парки по естественным причинам устаревают, строятся новые дороги, логистические системы — транспорта нужно больше.
— Вы приводите пример с китайскими автомобилями. А что с российскими производителями?
— Если рассмотреть рынок легкового автотранспорта, то за восемь месяцев 2023 года на китайских производителей в продажах приходится 45%, российских — 40%, на иные страны — 15%. То есть российский транспорт продаётся, но без Китая, который пришёл на место ушедших брендов, покрыть спрос было бы сложно.
— Как себя ощущает рынок легковых автомобилей в целом?
— Здесь есть над чем работать на самом деле — дефицит по-прежнему присутствует как в бюджетном сегменте, так и в премиальном. Это хорошо видно на примере: в 2022 году рынок новых легковых автомобилей сократился на 60% до 0,6 млн единиц (1,5 млн единиц продано в 2021 году).
За восемь месяцев 2023 года реализовано чуть более 0,6 млн новых легковых автомобилей. Как видно, спрос пока не удовлетворяется, в том числе китайскими брендами, хотя уже более 2 тыс. автосалонов по стране ими заняты. Для сравнения: осенью 2022 года лишь 800 предлагали китайские автомобили.
По-прежнему сохраняется вопрос того, каким будет предложение, поскольку цены высокие и покупатели не торопятся приобретать автомобили. С начала года новые машины подорожали на 12% и, по моим ощущениям, до конца года подорожают ещё на 15–20%.
Поэтому очень своевременно Минпромторг РФ в начале сентября увеличил лимит на льготный лизинг автомобилей на 7,8 млрд рублей. Субсидия позволит сэкономить на стоимости одной машины до 500 тыс. рублей.
— Как вы оцениваете состояние дорожно-строительной отрасли сегодня?
— Да, действительно, по нашему бизнесу сегмент лизинга дорожно-строительной техники (ДСТ) показал один из самых высоких темпов роста. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рынок ДСТ в 2023 году вырос на 84%.
По нашей оценке, потребность в ДСТ в 2023 году составит 87 тыс. единиц, поскольку предпосылок к развитию отрасли много, и главная из них — развитие больших инфраструктурных проектов.
Среди других причин роста — сезонность строительных работ (осенне-летний период — самый активный сезон работ, поэтому часть такого всплеска связана с этим фактором) и переход с европейской техники на китайскую и российскую.
И мы наблюдаем до сих пор постоянно появляющиеся новые марки. По сравнению с первым полугодием 2022 года объёмы поставок китайской техники в 2023 году выросли на 86%. В топ самых продаваемых брендов по итогам первого полугодия вошли 14 китайских брендов, основные из них: XCMG, Sany, LGCE, LiuGong, Zoomlion, Lonking, Shantui.
— Можно ли сказать, что сейчас на рынке «бум» проектов транспортной инфраструктуры? Как вы оцениваете потребность РФ в таких проектах, в каких именно сегментах?
— Да, «бум» наблюдается, но в хорошем смысле этого слова. По объёму инвестиций в инициативы национального перечня транспортная сфера лидирует традиционно. Сегодня в стране строятся и модернизируются десятки портов и аэропортов, возводятся крупные дорожные развязки, эстакады, мосты, прокладываются десятки километров автострад и железнодорожных веток. Это является важной частью развития страны, её экономики.
Проекты транспортной инфраструктуры повышают занятость населения и способствуют развитию внутреннего туризма — люди стали гораздо больше путешествовать на машинах. Оценить объёмы финансирования сложно, но речь идёт про триллионы рублей.
— Что сейчас происходит на рынке грузовых автомобилей?
— Сегмент грузовых автомобилей развивается определённо лучше легкового автотранспорта, поскольку российские и китайские производители в большей степени смогли удовлетворить потребности компаний. Доля лизинга в продажах новых грузовых автомобилей составляет порядка 80%, а по нашему бизнесу в первом полугодии 2023 года рост сегмента составил 233% к аналогичному прошлому году (142 млрд рублей с НДС).
Отмечу, что каждый четвёртый лёгкий коммерческий и грузовой автомобиль приобретены через Группу «Газпромбанк Лизинг». А в случае с ДСТ — каждый пятый. Если посмотреть на структуру рынка в разрезе стран-производителей, то лидирует Китай (56%), на Россию и Беларусь приходится 40%, на прочие страны — 4%.
— Достаточно ли транспорта сейчас в России?
— Однозначно потребность в транспорте гораздо выше тех мощностей, которые есть сейчас. Техника в наличии имеется, но спрос больше.
Посмотрим, как закончится год. Приходится учитывать целый ряд факторов: введённый с 1 августа новый утильсбор, который напрямую повышает стоимость транспорта, сложную ситуацию с автокомпонентами на крупных отечественных предприятиях и продолжающееся падение курса рубля.
— Как макроэкономическая ситуация влияет на бизнес вашей группы и на рынок в целом? Как клиенты отреагировали на повышение ключевой ставки ЦБ РФ?
— Судя по результатам первого полугодия, макроэкономическая ситуация пока хорошо влияет на бизнес группы. Объём нового бизнеса с НДС по итогам августа составил 600 млрд рублей — это уже на 20,4% больше всего объёма бизнеса прошлого года. Что будет по итогам второго полугодия, сложно сказать.
В пятницу, 15 сентября, регулятор повысил ставку до 13%, что может, конечно, отразиться на активности рынка по приобретению нового транспорта по сравнению с первым полугодием 2023 года. Но в целом по рынку глобального снижения объёмов в денежном эквиваленте мы не ожидаем в силу того, что цена с начала года уже подорожала и подорожает ещё.
— Какие отрасли на рынке лизинга сегодня развиваются? Какие в аутсайдерах?
— Высокими темпами растёт спрос на лизинг дорожно-строительной техники со стороны строительных и добывающих компаний, они развиваются. Также в связи с необходимостью импортозамещения оборудования развиваются IT- и телекоммуникационная отрасли.
Но некоторые заказчики стали отказываться от контрактации новых вагонов, поскольку цена слишком высока — ждут стабилизации.
В так называемых аутсайдерах — судостроительная и авиационная отрасли. Им пока сложно восстановиться, это не быстрый процесс, исходя из производственного цикла.
— Какие новые проекты вы рассматриваете и считаете перспективными?
— В этом году мы уже запустили несколько новых направлений для нас — ретейл, маркетплейсы. Осенью планируем стартовать с пилотными проектами по операционному лизингу.
— Как оцениваете конкуренцию на рынке лизинга? Что отличает вашу группу от иных банковских лизинговых компаний?
— Конкуренция довольно высокая. Посмотрите на объёмы рынка по итогам первого полугодия. Новый бизнес почти достиг 1,5 трлн рублей, совокупный портфель перешагнул порог в 7 трлн рублей. Лизинг ищет новые ниши, отрасли, создаёт продукты, адаптированные под новые реалии и условия.
Если ещё в 2022 году проникновение лизинга в ВВП страны составляло 1,6%, то по итогам шести месяцев текущего — 2,6%. Это рекорд за последние восемь лет, что отражает высокий уровень спроса на лизинговое финансирование.
Что касается отличий нашей группы от иных банковских лизинговых компаний, отвечу так: команда и проактивная позиция. Возвращаясь к цифрам, динамика развития Группы «Газпромбанк Лизинг» превышает общерыночную в 1,5 раза.
— Каких результатов ожидает компания по итогам текущего года? По рынку?
— С учётом изменения ключевой ставки темпы роста нового бизнеса рынка лизинга во втором полугодии 2023 года могут замедлиться, конечно. В то же время уже есть предварительные контракты на поставки, по которым лизингополучатели будут стараться быстрее заключать сделки по старым условиям.
Годовой объём нового бизнеса рынка лизинга, вероятнее всего, превысит 3 трлн рублей. Что касается нашей группы, то планируем сохранить темпы роста бизнеса в пределах 70% к прошлому году. То есть сохраняем проактивный настрой на благо российской экономики.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности