Не успел президент США Джо Байден объявить об отмене строительства лоббировавшегося администрацией Трампа трубопровода Keystone XL, как рынок железнодорожных перевозок мигом отреагировал на эту новость крупнейшей, как её окрестили местные масс-медиа, «сделкой года» и не менее серьёзным скандалом года.
В марте одна из ведущих ж/д компаний Северной Америки Canadian Pacific Railways (CP) объявила о покупке Kansas City Southern (KCS) за 25 миллиардов долларов (28,9 миллиарда долларов, включая долг). «Я уже давно положил глаз на KCS, — без ложной скромности заявил при заключении сделки главный исполнительный директор CP Кит Крил. — Мы расширяем возможности для наших клиентов за счёт США и Мексики, в то время как клиенты KCS получают выход из Мексики в США и Канаду».
В Канаде работают два конкурирующих крупных оператора — CP и Canadian National Railway (CN), на востоке США — CSX и Norfolk Southern, а на западе — Union Pacific и BNSF. При этом KCS является единственным американским оператором, специализирующимся на маршрутах «Север — Юг». Однако в апреле CN сделала акционерам Kansas City Southern предложение, от которого те не смогли отказаться, — 33,7 млрд долларов, что на 21% больше предложения CP. В итоге KCS объявила о намерении расторгнуть заключённое в марте соглашение с CP и заключить новое с CN.
Менеджмент CP, у которого прямо на глазах уводят «сделку года», сделал залп из всех GR-орудий. Министерство юстиции США предупредило федерального транспортного регулятора США Surface Transportation Board (STB) о том, что сделка KCS с CN чревата большими рисками для конкуренции, чем слияние с CP.
В марте Кит Крил уверял инвесторов, что сделка «простая и проконкурентная», делая акцент на том, что сети CP и KCS не пересекаются. Действительно, конфигурация железных дорог гипотетической объединённой компании напоминает букву «Т», в которой магистрали CP представляют условную горизонтальную перекладину, а KCS вертикальную — из Канады через Средний Запад США вглубь Мексики. При этом в самой CP утверждают, что около 700 заинтересованных участников рынка направили в STB заявления в поддержку союза с CP, а более 100 из них выражают озабоченность в связи с предлагаемым слиянием с CN. В STB услышали рынок, и в итоге на днях транспортный регулятор США объявил о решении не применять к предложенной CN сделке упрощённую процедуру согласования, установленную для KCS ещё в 2001 году, а руководствоваться новыми, более строгими правилами.Это означает, что борьба CN и CP за самого небольшого из семи железнодорожных операторов США 1-го класса далека от завершения. А учитывая тот факт, что согласование такого рода эпических сделок, бывает, длится не один месяц или даже год, рынок могут ожидать самые необычные кульбиты в этой «сделке года».
Тем более, что в недавней истории североамериканских железных дорог был подобного рода прецедент. В 2015 году враждебная попытка CP подмять под себя Norfolk Southern Corp. провалилась под градом критики грузоотправителей, в том числе со стороны UPS, FedEx и даже армии США, которая перевозит военную технику по «железке».
Примечательно, что, несмотря на свой скромный по американским меркам масштаб деятельности, Kansas City Southern уже была на прицеле «акул бизнеса». В сентябре 2020 года сообщалось, что компания отклонила 21-миллардное предложение о покупке одной из крупнейших частных инвесткомпаний США Blackstone Group Inc. и Global Infrastructure Partners. Слухи о KCS, как о цели поглощения, циркулировали уже в течение многих лет, особенно после того, как крупнейшая ж/д компания Канады CN в 1999 году поглотила американскую Illinois Central Railroad, что дало ей доступ к портам Мексиканского залива в США.
CP + KCS: брак по хорошему расчёту?
Инициаторы слияния CP и KCS предполагали, что в результате синергии операторов в Северной Америке появится железнодорожная сеть протяжённостью 20 000 миль, которая впервые охватила бы сразу три страны континента: США, Мексику и Канаду. Канадцам это давало бы доступ к обширной ж/д сети Среднего Запада, которая соединяет фермы в Канзасе и Миссури с портами Мексиканского залива.
Цитировавшийся уже исполнительный директор CP Кит Крил должен был возглавить новую компанию под брендом Canadian Pacific Kansas City (CPKC) со штаб-квартирой в канадском Калгари, выручкой в почти 9 млрд долларов и штатом в 20 тыс. сотрудников.
Главный трофей — нефть и не только
Причина столь острой конкуренции двух канадских ж/д операторов за своего американского «собрата» кроется, как обычно, в экономике. Мексика является важнейшим для Штатов поставщиком транспортных средств, автозапчастей, электроники и продовольствия, а также крупным потребителем зерна, топлива и потребительских товаров, объёмы которых будут, скорее всего, возрастать после принятия торгового соглашения USMCA. При этом уникальная сеть KCS, связывающая крупнейшие промышленные города и порты Мексики со Средним Западом США, выиграет, если пандемия коронавируса, нарушившая традиционные цепочки поставок, и усиливающаяся торговая война между США и Китаем вынудят компании перенести производство из Азии в Северную Америку, о чём в своё время так мечтал Дональд Трамп. Не стоит к тому же сбрасывать со счётов и 50% акций Железнодорожной компании Панамского канала, которыми владеют железнодорожники из Канзаса.
Кроме очевидных экономических бенефитов от сделки руководство CP делает ставку и на модную «зелёную» повестку. По мнению Кита Крила, слияние окажет «убедительное и мощное воздействие на окружающую среду», привлекая грузы с автотранспорта на железную дорогу, что примерно в четыре раза более экономично с точки зрения топлива и, соответственно, «углеродного следа».
Однако главная причина, подвигнувшая канадцев сцепиться за KCS, в публикациях почему-то прямо не называется, хотя она лежит на поверхности. Без прямой железной дороги от нефтяных скважин канадской провинции Альберта до портов Мексиканского залива США с их нефтеперерабатывающими заводами канадским нефтяникам после отмены, в том числе и по экологическим соображениям, строительства нефтепровода Keystone XL не выжить.
Что интересно, CN с одним из крупнейших акционеров в лице основателя Microsoft Била Гейтса (после развода акции оператора достались его жене Мелинде) уже имеют необходимые нефтяникам трансграничные маршруты. Однако предвкушение десятков и сотен миллионов долларов доходов от приверженности демократов, которых, кстати, Гейтсы финансово поддерживают, экологизму заставило CN испортить практически идеальную ж/д «сделку года».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности