15.02.2019

Железная дорога Украины на грани "обрушения"

Две трети грузовых вагонов Укрзализныци являются крайне опасными для эксплуатации, поскольку превысили все возможное сроки использования. Об этом пишет DSNews.ua. Об этом заявил эксперт общественной организации "Европатруль" Вячеслав Коновалов, передает "ДС".

Эксперты утверждают, что в таких условиях железнодорожную отрасль ждет "обрушение" - когда частота аварий станет настолько плотной, что практически полностью заблокирует движение поездов.

"Сегодня периодически происходят "сходы", бандажи летят, колесные пары летят, лопаются рамы, потому что закупают китайские запчасти. В этом проблема: с одной стороны проводят тендеры прозрачные, красивые. Выигрывают по низкой цене, а потом получается, что часть вагона - это самое дешевое китайское "лечило", которое ткни пальцем, и оно протыкается", - пояснил Вячеслав Коновалов.

Эксперты утверждают, что о большей части аварий на ж/д общество не знает, поскольку отрасль закрыта для СМИ. Но "тихие" сходы с рельс могут заменить масштабные крушения, когда грузовые составы начнут переворачиваться в моменты встречного следования с пассажирскими поездами. А, если это будет опасный груз, все может закончиться большими жертвами. Такое уже могло произойти, к примеру, во Львовской области, когда перевернулось 15 цистерн с желтым фосфором и произошел ядовитый химический пожар. Эксперты считают, что подобные ситуации будут повторяться, поскольку, парк вагонов практически не обновляется.

"В отрасли порядка трети действительно хороших вагонов. У остальных - продлевался срок службы. И, при наличии избытка вагонов, их бы Укрзализныця должна была бы списать в утиль", - заявил глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко.

По его словам, частные грузовладельцы могли бы быстро закупить новые вагоны, однако не видят в этом смысла. Поскольку Укрзализныця в последние годы снизила оборачиваемость подвижного состава почти в 2,5 раза. Значительная часть вагонов простаивает на товарных станциях.

"Судя по всему, эта тенденция сохранится. Следовательно, грузоотправителям понадобится еще больше вагонов. Частные операторы и рынок докупают вагоны, но их нехватка обусловлена оборачиваемостью, а плохая оборачиваемость - нехваткой тяги. А вот с дефицитом тяги рынок бороться не может. Ни один частный оператор не может купить локомотив", - подчеркнул Александр Криворучко.

Как считают эксперты рынка, существует еще одна проблема, ухудшающая оборачиваемость грузовых вагонов, а именно массовое скопление их на трех ЖД станциях - Кривой Рог ПРД, Кривой Рог - главный, Кривой Рог - сортировочный. Станции не могут вовремя обеспечить их загрузку, из-за чего увеличивается простой вагонов и создается их дефицит для других направлений. Для улучшения ситуации было бы целесообразно введение Укзализныцей конвенции, которая позволит улучшить ситуацию с грузоперевозками в целом.

По мнению Вячеслава Коновалова, украинской железной дороге не справиться с дефицитом вагонов без частных закупок. То, что в УЗ закупают списанный российский подвижной состав - не решает проблему, поскольку, такие вагоны требуют капитального ремонта, а система поставок запчастей глубоко коррумпирована и поставляет, как правило, подкрашенные старые и отработанные детали. В прошлом году СБУ вскрыла одну из таких схем.

"Частные компании готовы покупать за свой счет вагоны. Другой вопрос, что сама Укрзализныця не всегда их принимает. А если принимает, то ты потом не можешь их отправить из точки А в точку Б. Потому что коррупционная схема. Вот я, частный оператор парка вагонов. Я, например, купил 1000 вагонов и хочу из Кременчуга отправить партию зерна или окатышей. Мне говорят - мы вам сейчас не можем локомотив подать - подождите недельку. Потом выясняется, что железнодорожная станция, например, Одесса-Товарная не может принять мой состав, потому что там очередь - 5 брошенных поездов стоит на подъездных путях. И эта порочная система существует до сих пор", - рассказал Вячеслав Коновалов.

Эксперты считают, что "старье" на колесах не только несет угрозу массовых аварий, но также способно завалить экспортную кампанию-2019. Поскольку, нынешний дефицит подвижного состава не даст шансов ни аграриям, ни ГМК вывезти запланированную продукцию на экспорт.

"Высокий риск того, что из-за железной дороги экономика начнет терять огромные деньги. Она это уже начала в прошлом году. И в этом году тенденция сохранится", - уверен Александр Криворучко.

Он добавил, что Укрзализныце следовало бы заняться парком тяги: обновить локомотивы и увеличить их количество. А модернизацию и обновление подвижного состава оставить частникам. Поскольку они сделают это намного быстрее и эффективнее.

Источник: РЖД-Партнер