23.03.2020

1 млрд руб. от Минпромторга на покупку локомотивов и грузовых платформ

Министерство промышленности и торговли РФ в 2020 году планирует предоставлять субсидии для возмещения операторам и грузовладельцам части затрат по приобретению маневровых локомотивов и фитинговых платформ. На реализацию этой меры поддержки будет выделен 1 млрд руб. бюджетных средств.

Проект постановления «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава» опубликован на портале regulation.gov.ru и проходит общественное обсуждение, которое завершится 2 апреля.

Согласно документу воспользоваться преференциями смогут организации, которые приобретут (или уже приобрели) в 2020 году маневровые локомотивы мощностью не более 1200 л.с. либо фитинговые платформы с длиной по осям автосцепки менее 19 м (40- и 60-футовые), но только такие, которые могут обеспечить перевозку колёсной и гусеничной техники. Есть ещё условие: перевозимая техника должна быть произведена также в 2020 году.

Предприятия также должны соответствовать одному из следующих условий: предоставлять грузовой железнодорожный подвижной состав в аренду (лизинг) для доставки грузов либо использовать его для осуществления основного вида деятельности, кроме перепродажи.

Согласно документу получатели субсидий могут претендовать на компенсацию в размере 13,5% от цены покупки соответствующего типа техники, но не более 400 тыс. руб. для платформ и 11,5 млн руб. для локомотивов.

Однако, если получатель субсидий не снизит за счёт субсидированной покупки средний возраст своего парка (по сравнению с предыдущим финансовым годом), организация должна вернуть полученные средства полностью или частично.

По данным ОАО «РЖД», в декабре 2019-го общее количество эксплуатируемых маневровых грузовых локомотивов холдинга составило 5362 единицы.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2020 году российскими предприятиями будет произведено около 300 маневровых локомотивов, что сопоставимо с уровнем 2019 года (315 машин). Основным заказчиком техники остаётся ОАО «РЖД». Для эксплуатации на путях необщего пользования будет востребовано порядка 60 тепловозов на сумму более 4,5 млрд руб.

Отметим, что от введения субсидий выиграют в том числе производители подвижного состава. К примеру, маневровые локомотивы мощностью не более 1200 л.с. изготавливают два машиностроительных холдинга – АО «Синара – Транспортные Машины» и АО Трансмашхолдинг, то есть все российские производители локомотивов.

По словам заместителя генерального директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислава Золотарёва, помимо «Алтайвагона» фитинговые платформы на сегодняшний день изготавливают Трансмашхолдинг, Уралвагонзавод, «РМ Рейл» и другие. При этом за 2019 год «Алтайвагон» произвёл 39% всего объёма 40-футовых фитинговых платформ на рынке.

По мнению экспертов, новая инициатива Минпромторга может положительно повлиять на обновление подвижного состава.
«Определённое содействие спросу промышленных предприятий на новые маневровые локомотивы в 2020 году могут оказать меры государственной поддержки», – подчеркнул заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук.

По оценкам управляющего директора по лизингу подвижного состава АО «ВТБ Лизинг» Оксаны Ивановской, в связи с окончанием назначенного срока службы уже в 2020–2021 годах будут списаны около 2,5 тыс. промышленных локомотивов. Для их замены могут понадобиться до 100 млрд руб.

Российские операторы в 2020 году прогнозируют спрос на фитинговые платформы, поэтому поддержка Минпромторга будет для них актуальна.

По расчётам ИПЕМа, в 2020–2022 годах обновления потребуют до 26% парка фитинговых платформ (сейчас объём такого парка на сети оценивается примерно в 60 тыс. единиц).

Директор управления железнодорожного транспорта и недвижимости АО «Сбербанк Лизинг» Маргарита Кривчикова отметила, что одним из самых востребованных на рынке типов вагонов на сегодняшний день является платформа.
«Значительный спрос ожидается в сегменте платформ. Мировой опыт показывает, что большинство грузов по ряду причин перемещается по железным дорогам в контейнерах. Расширение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие перевозок (в первую очередь транзитных) в Китай, Северную Корею и Монголию подстегнут игроков рынка двигаться в направлении контейнерных перевозок, что повлечёт за собой увеличение спроса на фитинговые платформы. Другой вопрос, как быстро будет происходить этот рост. Правильным будет предположить, что потребность в платформах будет расти постепенно и достигнет высокого уровня к 2023–2024 годам», – резюмировала она.

Источник: ГУДОК