Историю Демиховского машиностроительного завода принято отсчитывать с 1935 года, с решения Наркомата тяжелой промышленности СССР о создании чугунолитейного и механического завода в тресте «Оргхиммонтаж».
В мае 1935 г. в помещении единственного корпуса бывшей шелкоткацкой фабрики Ветровых в деревне Демихово был открыт небольшой завод по изготовлению химической аппаратуры. На предприятии работало около 100 человек. В одном корпусе (сейчас это т.н. «старое административное здание») размещались два цеха – механический и котельный. Основная продукция – простейшая аппаратура контейнерного типа, змеевики и другие запасные части для химической промышленности.
Затем завод перешел в ведение торфяной промышленности. На предприятии началась организация литейного производства чугуна. Под руководством начальника цеха М.Ф. Шапошникова и мастера Г.С. Лазарева выпуск чугунного литья достиг 300 тонн. На заводе изготавливались отливки для торфяной промышленности: затворы, молотки дробилок, вкладыши, буксы.
В 1940 г. завод переведен в подчинение Всесоюзному машиностроительному тресту по производству запасных частей и вспомогательного оборудования для электростанций и машин для торфопредприятий «Энерготорфмаш» Наркомата электростанций СССР. Численность рабочих – 338 человек. Основная продукция – тендерные баки для паровозов узкой колеи, двухбарабанные лебедки, грейферы, дробилки, гидромассомеры, запасные части для электростанций и торфоуборочных машин.
В 50-е годы разработано и освоено около 20 моделей подвижного состава для узкоколейных железных дорог: вагоны для перевозки торфа; полувагоны-дозаторы; платформы грузоподъемностью 8 тонн; платформы-транспортеры; путепереукладчики; цистерны грузоподъемностью 10 тонн; пассажирские вагоны; мотодрезины четырех видов; плужные и щеточные снегоочистители; тепловозы, электровозы и электротепловозы.
В 60-е годы построены корпуса многих производственных цехов: 1961 г. – кузнечно-прессового, столярного, экспериментального; 1965 г. – монтажно-отделочного; 1968 г. – заготовительного. Вместе с ростом технической вооруженности увеличиваются объемы выпуска, растет коллектив завода.
В 70-х годах завод освоил производство следующих типов вагонов: вагоны-самосвалы колеи 1520 мм грузоподъемностью 60 тонн; узкоколейные вагоны-самосвалы; пассажирские вагоны колеи 900 мм; почтово-багажные вагоны колеи 900 мм; крытые вагоны колеи 900 мм; полувагоны колеи 900 мм; грузовые платформы колеи 900 мм; вагоны-сцепы для перевозки леса; безбортные грузовые платформы.
В 1985 г. завод отметил свое 50-летие. За большой вклад в развитие отечественного вагоностроения и успешное выполнение государственных планов ДМЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени. В этом же году вагону-самосвалу 7ВС-60 колеи 1520 мм присвоена высшая категория качества.
В связи с распадом СССР в 1992 г. Правительство приняло решение развернуть мощности по производству отечественных электропоездов пригородного сообщения на базе Демиховского машиностроительного завода. Перепрофилирование шло ударными темпами: расширялась территория, возводились новые цеха. Предприятие несколько раз посещал министр МПС Г.М. Фадеев, называвший строительство завода «делом национальной значимости».
В 2005 г. АО «Демиховский машиностроительный завод» вошло в состав АО «Трансмашхолдинг» (член ОПЖТ), крупнейшей компании в России в области разработки и производства подвижного состава для железных дорог и метрополитенов. На предприятии началось техническое перевооружение. Благодаря внедрению современного оборудования производительность труда возросла в несколько раз. В феврале 2005 г. АО «ДМЗ» впервые получило сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Сегодня Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ) – крупнейшее предприятие в России по производству электропоездов пригородного и междугородного сообщения постоянного и переменного тока. Помимо изготовления подвижного состава ДМЗ осуществляет капитальный ремонт и сервисное обслуживание выпущенной железнодорожной техники.
ДМЗ выпускает 70% электропоездов, производимых в России, и является крупнейшим в Европе заводом по количеству строящихся вагонов электропоездов. Предприятие производит электропоезда с 1992 года. За 33 года коллективом АО «ДМЗ» разработано 23 типа электропоездов и выпущено 11 600 вагонов.
Завод производит электропоезда с отвечающими современным стандартам техническими характеристиками, интерьером и экстерьером, предлагает решения для пригородных и межрегиональных перевозок – для любых платформ и любого потока пассажиров, с индивидуальной планировкой салонов. Производственные мощности предприятия – до 630 вагонов (нового формирования и отремонтированных). Численность работников – более 2800 человек.
Электропоезда ДМЗ эксплуатируются на всех 16 полигонах железных дорог во всех климатических зонах России – от Смоленска до Владивостока, от Мурманска до Адлера, а также в странах СНГ.
Новые модели поездов– ЭП2Д, ЭП2ДМ и ЭП3Д эксплуатируются на 14 из 16 полигонов железных дорог России, а также Республика Армения и Республика Казахстан.
Электропоезда постоянного тока ЭП2Д используются для перевозок пассажиров на шести направлениях Московской железной дороги, а также на Западно-Сибирской, Юго-Восточной, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Северной, Свердловской, Южно-Кавказской (Республика Армения) железных дорогах.
Электропоезда постоянного тока ЭП2ДМ используются для перевозок пассажиров на четвертом Московском центральном диаметре (МЦД-4), а также на Свердловской, Западно-Сибирской, Северной, Куйбышевской, Юго-Восточной, Южно-Уральской железных дорогах.
Электропоезда переменного тока ЭП3Д используются для перевозок пассажиров на Северо-Кавказской, Дальневосточной, Приволжской, Красноярской, Горьковской, Юго-Восточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, Казахстанской (Республика Казахстан) железных дорогах.
Современные комфортабельные электропоезда ЭП2ДМ и ЭП3Д – полностью российская разработка. Салоны оборудованы удобными двух- и шестиместными диванами из износостойких материалов с USB-разъёмами для зарядки мобильных устройств. Подвижной состав приспособлен для выхода на высокие и низкие платформы.
В начале 2023 года ДМЗ завершил сборку первого электропоезда постоянного тока ЭП2ДМ, который отличает максимально возможное использование российских компонентов. Экстерьер и интерьер поезда по сравнению с предыдущими моделями серьезно преобразились. ЭП2ДМ получил маску головного вагона новой формы, дизайн которой разработан национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ и соответствует концепции «ДНК бренда» ТМХ. Комплектующие для новой модели поставляют более 80 отечественных предприятий.
У электропоездов новой модификации гладкий кузов, обновленная кабина машиниста аэродинамической формы исключает случаи несанкционированного подъема посторонних лиц на лобовую часть и крышу. Усовершенствован интерьер электропоезда: в салонах размещены пассажирские диваны с улучшенной эргономикой, за счет которой обеспечивается дополнительное пространство при встречной посадке пассажиров (до 6 см). Информация о маршруте следования поезда, температурный режим и другие сведения транслируются на ЖК-мониторах в салонах. В головных вагонах создана безбарьерная среда для пассажиров с инвалидностью.
ЭП2ДМ успешно прошел сертификацию: результаты испытаний подтвердили соответствие электропоезда требованиям Технического регламента Таможенного союза. Полученный сертификат позволяет без ограничений эксплуатировать электропоезда модели ЭП2ДМ на территории стран Европейского экономического союза. Серийное производство новых электропоездов стартовало в июне 2023 года. В начале сентября 2023 года поезда ЭП2ДМ открыли движение на четвертом Московском центральном диаметре.
Сегодня на МЦД-2 и МЦД-4 эксплуатируется более 20 одиннадцативагонных составов ЭП2ДМ. 29 поездов новейшей модели 4, 6, 8, 10-вагонной составности отправлены в другие регионы России. Электропоезд ЭП2ДМ отмечен отраслевыми наградами, он стал лауреатом Национальной премии «Приоритет» и ежегодного конкурса РЖД на лучшее качество подвижного состава.
В 2024 году АО «ДМЗ» освоил новую компетенцию – производство редукторов для электропоездов ЭГЭ2Тв «Иволга 4.0», выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом (ТВЗ», входит в ТМХ). Проект реализован при поддержке государства – инвестиции на приобретение оборудования и модернизацию производственных участков предоставил Фонд развития промышленности (ФРП) России.
Основной узел моторно-редукторного блока – редуктор собственного производства ДМЗ. Практически все комплектующие редуктора выпущены в России. Проектирование и подготовка производства МРБ заняли 18 месяцев. Первая партия изделий была изготовлена и направлена заказчику в мае 2024 года, к концу года ДМЗ вышел на производственную мощность 600 редукторов в год. Освоение выпуска редукторов позволило компании снизить риски, связанные с поставками этих ключевых компонентов из-за границы, укрепить технологический суверенитет страны, наладить новые виды внутрихолдинговой кооперации.
Запуск собственного производства редукторов – один из пяти проектов реализуемой в АО «ДМЗ» при софинансировании ФРП программы «Развитие пассажирского транспорта и освоение производства редукторов для моторвагонного подвижного состава (МВПС)». Также в рамках программы на предприятии налажен серийный выпуск полностью отечественных электропоездов постоянного и переменного тока, увеличены мощности по ремонту вагонов. Общий бюджет программы составил 1,8 млрд рублей, из которых 1,45 млрд рублей в виде льготного займа предоставил ФРП.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности