Стоимость аренды грузовых вагонов различных типов за год с июля 2023 г. выросла в среднем на 20%. Об этом «Ведомостям» сообщил заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.
В частности, суточные ставки аренды полувагонов увеличились на 20-22% до 2650-3080 руб. по типовым полувагонам и до 2800-3400 руб. - по инновационным. Ставки на цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов выросли на 20% до 2800-3950 руб./сутки, на нефтебензиновые - на 40% до 1600-3500 руб./сутки. Аренда фитинговых платформ стала дороже на 4-17% в зависимости от размерности, максимальная ставка составляет 2700 руб./сутки.
«Несмотря на то что за последние шесть лет темпы роста парка вагонов в 12 раз опередили темпы роста грузовой работы на сети, свободных порожних вагонов в местах погрузки под согласованные РЖД заявки на перевозки не всегда хватает», - отмечает Савчук. Объем парка грузовых вагонов за это время вырос на 19%, или на 215 000 шт., а грузооборот - лишь на 1,5%, следует из данных ИПЕМа. Статистика РЖД по размеру парка несколько отличается. Рост, по данным монополии, составил 21% за тот же период, или 235 000 шт. до 1,35 млн вагонов.
Часть поставляемых вагонов идет на покрытие роста оборота и количества простоев уже эксплуатируемого подвижного состава на сети РЖД, поясняет Савчук. Таким образом, новые вагоны рассредоточиваются по железной дороге, не создавая избытка у грузоотправителей. В таких условиях ставки аренды не имеют предпосылок к снижению, а постоянный рост цен на новые вагоны и стоимости привлечения финансовых средств увеличивает расходы операторов на покупку новых вагонов, дополнительно раскручивая рост ставок, заключает эксперт.
Аналогичные причины нехватки вагонов под погрузку называют и в Союзе операторов железнодорожного транспорта.
На рынке полувагонов есть конкуренция между операторами, которая сдерживает рост ставок, в свою очередь отмечает заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. По его словам, в первом полугодии они «практически не росли», кроме спотовых контрактов, например под перевозку щебня, но это «сезонная история». Фитинговые платформы подорожали незначительно, сказал он.
РЖД, по сути, создает искусственный дефицит подвижного состава на сети, резко снизив скорость доставки груженых и порожних вагонов, отказывая в приеме грузов к перевозке и замедляя тем самым оборот вагонов, отмечает Семенкин. В результате бизнес вынужден покупать дополнительные вагоны, ожидая, что так получится вывезти больше грузов, объясняет он.
На сети РЖД дефицита вагонов нет - налицо игнорирование первопричин снижения ряда эксплуатационных показателей железных дорог, возражает представитель монополии. «По оценке отраслевых институтов, количество вагонов на сети [железных дорог] превышает предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры на 220 000 единиц», - подчеркивает он. Исходя из имеющейся грузовой базы и возможностей инфраструктуры они оказываются невостребованными и поэтому простаивают, препятствуя движению поездов и маневровым операциям, отмечает собеседник. По его словам, это привело к отрицательной динамике основных показателей, а производительность вагона по сравнению с 2018 г. снизилась на 20%.
На 20-22% выросли за 12 месяцев, с июля 2023 года по июль 2024 года, суточные ставки аренды полувагонов: до 2650-3080 руб. по типовым полувагонам и до 2800-3400 руб. - по инновационным, следует из данных ИПЕМа
Сейчас искусственный спрос на вагоны начинает сдуваться из-за падения погрузки и роста ставок лизинговых компаний, продолжает Семенкин. «Это загоняет операторов вагонов в финансовые ножницы: с одной стороны, ставки по лизингу очень высокие, с другой - эти затраты нельзя переложить на грузоотправителя, потому что вагонов на сети много и они медленно передвигаются, т. е. не успевают зарабатывать», - поясняет он. Погрузка на сети РЖД, как следует из данных монополии, за шесть месяцев 2024 г. снизилась на 3% в годовом выражении до 600,3 млн т.
С цистернами ситуация обстоит несколько иначе: их парк в стране довольно старый и сейчас операторы сталкиваются с необходимостью его обновления, отмечает Семенкин. Из-за этого ставки аренды цистерн растут - примерно на 15% в первом полугодии до 2000 руб./сутки, говорит эксперт. У операторов цистерн, как правило, долгосрочные контракты с грузоотправителями, поэтому индексация ставок согласовывается с ними и носит нерыночный характер, добавляет он.
Практика долгосрочных контрактов «надежно страхует» клиентов от ценовых колебаний, сказал представитель «Трансойла». В Первой грузовой компании (ПГК) на вопросы «Ведомостей» не ответили. Предпосылок к снижению ставок аренды фитинговых платформ сейчас нет, скорее возможен незначительный рост, считает представитель ГК «Дело». При отсутствии существенных изменений эта тенденция сохранится и во втором полугодии, добавил он.
Основной период роста ставок аренды на грузовые вагоны за последние 12 месяцев пришелся на вторую половину 2023 г., отметил представитель Информационного центра операторов (ИЦО). Для полувагонов рост составил 23-25%, для нефтебензиновых цистерн - 33-35%, для фитинговых платформ - 20-30%, для крытых вагонов - 20-22%, добавил он.
В первом полугодии 2024 г. долгосрочные ставки аренды для большинства видов подвижного состава оставались стабильными из-за снизившегося по сравнению с прошлым годом объема перевозок и увеличившегося времени оборота вагона, продолжает собеседник. Во втором полугодии вероятно повторение сценария прошлого года, когда ставки пошли вверх, допускает он. На них окажут влияние сезонное увеличение перевозок по отдельным сегментам и растущие расходы операторов, объясняет представитель ИЦО.
По расчетам ИПЕМа, маржинальность предоставления полувагонов под экспортные перевозки угля - основной ориентир для рынка оперирования - за три года сократилась более чем на 50%. В том числе поэтому в 2023 г. несколько крупных операторских компаний сменили собственников, отмечает Савчук. В конце 2023 - начале 2024 г. новые владельцы появились у ПГК, «Нефтетранссервиса», Globaltrans и компании «Атлант».
Погрузка на сети и грузооборот до конца 2024 г. будут отрицательными, негативные факторы в обороте грузовых вагонов сохранятся, цены на них не снизятся, лизинговые ставки вырастут с учетом ключевой - соответственно, ставки аренды продолжат умеренно расти, следует из прогноза ИПЕМа.
Некоторые операторы во второй половине года либо уйдут с рынка, либо отдадут часть своего вагонного парка, полагает Семенкин. Из-за этого на рынке появятся невостребованные вагоны и ставки начнут снижаться. Но существенного падения ожидать не стоит, поскольку крупные игроки будут стараться искусственно удерживать ставки, отмечает он.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности