09.12.2022

Эксперты прогнозируют снижение выпуска грузовых вагонов в 2023 году

В 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3-4,8%. Это приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов. Рынок вагоноремонта также ожидает снижение объема на 3,6-7,8%. О тенденциях и структурных сдвигах уходящего года и прогнозах ИПЕМ на будущий год по основным показателям железнодорожной отрасли на ХХ Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» рассказали заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук и заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.

Владимир Савчук в своем выступлении отметил, что в ноябре динамика погрузки на сети РЖД хуже общегодового тренда, в декабре также ожидается снижение, а по итогам 2022 года общий спад составит около 4%. В ноябре текущего года в минусе перевозки удобрений, руды, металлов, нефти и особенно леса, сокращение объемов которого на западном направлении достигло 75%. В плюсе помимо зерна перевозки строительных материалов (за исключением цемента) и прочие грузы.
а.png

В результате снижения погрузки в текущем году экспертами ИПЕМ отмечается рост вагонного парка, который не задействован в перевозках. В 2023 году, по прогнозу ИПЕМ, перевозки упадут на 3-4,8% по отношению к текущему году. Это приведет к сокращению выпуска грузовых вагонов в диапазоне от 43 до 48 тыс. единиц.

По строительным грузам в 2023 году ИПЕМ прогнозирует ограниченное снижение из-за стагнации на строительном рынке. По нефти и нефтепродуктам на данный момент зафиксирован небольшой спад, отмечает Савчук, а в следующем году ситуация ухудшится, особенно на северо-западном направлении: «В целом ожидаем снижения перевозки нефтепродуктов на 10 млн тонн, перевозка цемента также будет снижена, падение ожидает рынок металлов и руды, особенно в экспортных перевозках из-за роста тарифов и снижения потребления металлов в мире».

Александр Слободяник в своем докладе рассказал о масштабных изменениях в структуре производства и реализации полувагонов: «На фоне ограничения поставок и производства комплектующих снизились объёмы выпуска и регистрации инновационных вагонов. При этом объём выпуска и регистрации типовых полувагонов вырос более чем в 10 раз. Выпуск типовых полувагонов начали осуществлять многие заводы, у некоторых из них наблюдается многократный рост. Выпуск типовых полувагонов наладили даже те заводы, которые в 2021 году полувагоны не выпускали совсем».
б.png

   По оценке ИПЕМ, за 10 месяцев 2022 года произошла смена лидеров на рынке. Производители, которые на протяжении многих лет занимали ведущие позиции, сместились на 3-4 места, а лидером стала компания РМ Рейл.
в.png

   Рынок вагоноремонта, по словам Слободяника, в 2022 году менялся под влиянием колебаний цен на запасные части. Больше всего подорожали колёсные пары СОНК и НОНК: с начала года на 10% и 19,8% соответственно. При этом цены плановых ремонтов на протяжении последних месяцев находились ниже пиковых значений середины лета. Например, в октябре средняя стоимость деповского ремонта была на уровне 86,2 тыс. руб., капитального – 126,0 тыс. руб. Снижение общих объемов вагоноремонта связано с сокращением потребного объема деповских ремонтов.

г.png

   «В целом в 2023 году объем рынка вагоноремонта превысит отметку в 400 тыс. единиц, однако будет ниже уровня 2022 года на 3,6-7,8%, — говорит Слободяник,— При этом ожидается существенный прирост по капитальным ремонтам (до 19%), а объём деповских ремонтов будет сокращаться. В 2023 году объём капитальных ремонтов достигнет максимального уровня (превысит отметку в 100 тыс. ед.), а с 2024 года будет наблюдаться снижение. Рынок деповского ремонта продолжит сокращаться в 2023 году, когда снижение будет на уровне 9,7-14,2%».
д.png

Доклад Савчук В. «Влияние санкционных режимов на состояние и перспективы перевозок грузов железнодорожным транспортом»

Доклад Слободяник А. «Рынок производства и ремонта грузовых вагонов-2022: состояние и перспективы»

Источник: ИПЕМ