25.04.2025

Европейские производители железнодорожной техники оккупируют США

Благодаря ранее созданным за океаном предприятиям введение таможенных пошлин администрацией Трампа не застало врасплох крупнейших европейских производителей подвижного состава, которые активно действуют на прибыльном рынке США. Напротив, возникшая ситуация открыла для этих компаний из Старого Света новые возможности. Забавно, что американские компании перенесли производство в Мексику и попадают под санкции, а европейские компании разместили заводы в США и благодаря трамповским пошлинам получают более выгодные условия. При таком положении дел американцам вообще угрожает исчезновение национальных брендов, если не будут предприняты специальные меры по их спасению.

Так, в конце минувшего марта швейцарская Stadler, имеющая более чем 80-летний опыт производства поездов, объявила о значительном расширении своего завода в Солт-Лейк-Сити, открытого шесть лет назад. После завершения строительных работ транспортная администрация штата Юта (UIPA), где находится предприятие, предоставит Stadler ежегодную 10%-ю скидку с налога на имущество сроком на 25 лет под условие сохранения производственной площадки и соблюдения корпоративных обязательств, а также правил водопользования.

Это послужит стимулом к укреплению местных цепочек поставок. В планах — удвоение площади завода, на которой появятся два новых сборочных корпуса, сварочный цех, пескоструйная установка и станция для зарядки тяговых батарей поездов. При этом в течение трёх лет число рабочих мест на предприятии вырастет с 500 до 800.

Руководство североамериканского подразделения, в январе ставшего автономной структурой в составе Stadler, прогнозирует в ближайшие годы рост заказов и укрепление позиций компании на рынке подвижного состава.

Действительно, завод в Солт-Лейк-Сити, ранее собиравший двухэтажные электрички для пригородных линий Сан-Франциско, теперь готовится существенно расширить гамму выпускаемой продукции. Это не только поезда для метро Атланты и Лос-Анджелеса,  трамвай-поезда для Солт-Лейк-Сити, но  также поезда на аккумуляторных батареях и на водородных топливных элементах. Первые будут эксплуатироваться в Калифорнии и Иллинойсе. Преобразователи постоянного тока CC750, преобразователи постоянного тока CC400 и тяговые батареи Pro 8C для «аккумуляторных» поездов будут поставляться с завода в Меканиксвилле (штат Вирджиния) американской компании ABB Traction.

Власти штата Калифорния также подписали контракт со Stadler на поставку до 29 поездов SBCTA на водородных топливных элементах. Такой состав уже прошёл испытания в Центре транспортных технологий Ensco в Пуэбло (штат Колорадо), в ходе которых был установлен мировой рекорд: пробег в 2809 км по испытательной трассе без дозаправки или подзарядки.

Как заявил Мартин Риттер, генеральный директор Stadler North America Division: «Поезда с нулевым уровнем выбросов тише и производят меньше вибраций, чем обычные, когда они проезжают через населённые пункты. Единственным побочным продуктом поезда на топливных элементах является водяной пар».

В 2024 году американский рынок принёс всей компании Stadler 7% выручки и 15% новых контрактов, что отражает растущий спрос в США на экологически чистый транспорт.

Французская Alstom в начале апреля объявила об инвестиционном плане на сумму более 150 млн евро для увеличения производственных мощностей у себя дома, но компания не менее активно действует в США. Достаточно сказать, что Alstom является железнодорожным оператором №1 в Штатах, куда поставила более 12 000 новых или отремонтированных вагонов.

Alstom выпускает широкий спектр подвижного состава и компонентов на заводах в Хорнелле и Платтсбурге (штат Нью-Йорк), Питтсбурге и Уэст-Миффлине (штат Пенсильвания), а площадки в Каноне (штат Нью-Йорк) и Нью-Касле (штат Делавэр) являются центрами ремонта и модернизации. Благодаря деятельности Alstom в США создано порядка 10 000 рабочих мест, а ежегодный вклад французской компании в ВВП Соединённых Штатов составляет более 700 млн долларов.

Использует свой богатый опыт, Alstom на своём заводе в Хорнелле, который является крупнейшим предприятием по производству подвижного состава для пассажирских перевозок в Северной Америке, выпускает первые в США высокоскоростные поезда Avelia Liberty. Спроектированные специально для американских ж/д магистралей они развивают скорость до 300 км/ч и используют фирменную технологию наклона вагонов в поворотах Tiltronix, что позволяет проходить их на 30% быстрее. Инвестиции в завод в Хорнелле составили более 66 млн долларов. Еще 590 млн долларов Alstom инвестировала в 170 компаний-поставщиков компонентов в 27 штатах. Всё это демонстрирует приверженность французской компании принятой за океаном стратегии Buy American («Покупай американское»).

Alstom в США также намерена выйти на рынок поездов с нулевым уровнем выбросов. Созданный компанией первый в Северной Америке поезд на водородных топливных элементах, Coradia iLint, в пробном режиме уже курсировал в канадской провинции Квебек с середины июня по сентябрь 2023 года. Такой поезд, развивающий максимальную скорость 140 км/ч, уже с 2018 года эксплуатируется в Германии и с тех пор проехал более 220 000 км по ж/д восьми европейских стран. 15 сентября 2022 года Coradia iLint преодолел рекордное на тот момент расстояние в 1175 км без дозаправки.

Кроме того, Alstom может предложить своим заокеанским клиентам «аккумуляторные» поезда, которые сейчас производятся для железнодорожных операторов в Германии, Франции, Ирландии и Саудовской Аравии. На сегодняшний день поезда Alstom с нулевым уровнем выбросов в общей сложности проехали почти 5 млн км.

На те же ниши рынка США нацелена и компания Siemens Mobility. Сейчас немецкий гигант на своём заводе в Сакраменто (штат Калифорния) производит локомотивы, развивающие скорость 200 км/ч, вагоны и трамвай-поезда. Летом 2021 года Siemens Mobility заключила крупнейший в своей истории контракт в США с национальным перевозчиком Amtrak на сумму 3,4 млрд долларов. Контракт предусматривает проектирование, постройку и техническое обслуживание 73 поездов Amtrak Airo с несколькими источниками питания, в том числе с гибридными аккумуляторными системами. Также имеется опцион на закупку до 140 дополнительных поездов такого типа.

А в мае 2024 года Siemens Mobility, обойдя Alstom, выиграла тендер на производство высокоскоростных поездов с нулевым уровнем выбросов для ж/д компании Brightline West.

Контракт предусматривает и техническое обслуживание подвижного состава в течение 30 лет. Специально под этот проект немецкая компания построит завод в Хорсхедсе (штат Нью-Йорк) стоимостью 60 млн долларов. Здесь будут собраны восемь из десяти поездов American Pioneer 220, а также изготовлены сигнальные системы, высокоскоростные железнодорожные стрелочные переводы и системы пожарной сигнализации.

Эксплуатация семивагонных American Pioneer 220, которые станут первыми поездами со скоростью 355 км/ч, построенными в США, начнётся в 2028 году на линии от Лас-Вегаса до Ранчо-Кукамонга (штат Калифорния) стоимостью 12 млрд долларов. Марк Банчер, генеральный директор Siemens Mobility North America, заявил, что «ввод в эксплуатацию поездов Brightline West станет одним из самых важных моментов в истории железных дорог США».

Источник: VGUDOK