20.11.2025

ИПЕМ подготовил новый выпуск Мониторинга основных показателей и тенденций в железнодорожной отрасли

За 10 месяцев 2025 года было произведено 44,9 тыс. грузовых вагонов, что на -27,5% ниже, чем за аналогичный период 2024 г. В октябре падение объемов производства усилилось: было выпущено 3,4 тыс. вагонов, что более чем в два раза ниже, чем в октябре 2024 г.

Производство.png

Лидерство на рынке вагоностроения по объему регистрации нового подвижного состава сохраняет РМ Рейл с долей 20,1%. Компания сохраняет темпы выпуска вагонов прошлого года: за 10 месяцев 2025 года объем регистрации новых вагонов РМ Рейл снизился лишь на -1,9%. На втором месте – Алтайвагон с долей 17,7% (количество вагонов уменьшилось на -5,4%). На третьем месте – ОВК с долей 17,5% (количество вагонов уменьшилось на -49,1%).

Регистрация по заводам.png

Крупнейшим сегментом рынка вагоностроения с долей 40,4% от общего объема регистрации новых вагонов остаются полувагоны. За 10 месяцев регистрация новых полувагонов сократилась по отношению к аналогичному периоду 2024 года на -21,6%. Наибольшее число полувагонов (почти каждый третий), поставленных на сеть в январе-октябре 2025 года, были произведены в ОВК (доля рынка 30,7%).

Регистрация по родам.png

Количество новых цистерн, которые были зарегистрированы на сети за 10 месяцев 2025 года, увеличилось на +44,9%. Наибольшее количество цистерн было поставлено РМ Рейл. Доля компании в этом сегменте вагоностроения выросла до 40,7%, объем выпуска при этом увеличился на 39,8%.

В сегменте платформ лидером рынка остается КАВАЗ с долей 36,2%, в сегменте хопперов – РМ Рейл с долей 36,5%, в сегменте крытых вагонов – Алтайвагон с долей 63,2%.

По оценке ИПЕМ, производство грузовых вагонов в 2025 году будет на уровне 51 тыс. вагонов. В 2026 году ожидается существенное снижение выпуска подвижного состава. 

По оценке института, в ближайшие несколько лет покупателями новых вагонов могут стать ФГК, Атлант, НПК, Грузовая компания, ГК Новотранс, Трансойл, Газпромтранс, РН Транс, ПГК, Уралкалий, Акрон-Транс и др.

За период ноябрь 2024/ноябрь 2025 ставки аренды на полувагоны инновационные снизились на 63%, на типовые полувагоны – на 72%, на 80 футовые фитинговые платформы – на 63%, на крытые вагоны свыше 150м3 – на 31%, на нефтебензиновые цистерны – на 29%.

Презентация полувагоны.gif

При этом в последние 3-4 месяца динамика снижения ставок существенно замедлилась у полувагонов, крытых вагонов, нефтебензиновых цистерн, 40 и 60 футовых платформ.  На зерновозы ставки аренды стали восстанавливаться на фоне резкого роста перевозок зерна.

Ставки доходности оперирования полувагонами на экспортных перевозках угля также имеют стабильный низкий уровень в течении 5 последних месяцев, снизившись на 80% за период ноябрь 2024 – июль 2025 г.

В целом по оценке ИПЕМ ставки аренды полувагонов либо достигли «дна» либо «рядом с дном» ставок. Дополнительным фактором нестабильности достигнутого низкого уровня ставок будет индексация тарифов ОАО «РЖД» с 1 декабря 2025 (общая индексация тарифов) и 1 января 2026 (дополнительная индексация на порожний рейс).  Кроме этого, наблюдаемое улучшение технологических показателей работы парка вагонов в октябре и ноябре высвобождает от перевозок вагоны, увеличивая их профицит, который в свою очередь дополнительно «давит на ставки» «в низ».

По оценке института, ставки аренды в первом квартале 2026 года и в период 2027 года будут иметь разнонаправленную тенденцию. Подробный прогноз ставок аренды по родам вагонов на 2026-2027 году представлен в Краткосрочном и среднесрочном прогнозе показателей работы грузового железнодорожного транспорта.


Источник: ИПЕМ