07.03.2024

Итоги ежегодного заседания ТК045 «Железнодорожный транспорт»

На площадке Акционерного общества «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») состоялось заседание технического комитета по стандартизации ТК045 «Железнодорожный транспорт».

В мероприятии приняли участие директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вячеслав Бурмистров, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Лариса Никольская, генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов, первый заместитель руководителя ФБУ «РС ФЖТ» Наталья Агафонова. Всего в заседании приняли участие более 60 специалистов, в том числе представители органов исполнительной власти, организаций-членов ОПЖТ: предприятий железнодорожной отрасли и научных организаций.

Заседание открыл президент ОПЖТ, председатель ТК 045 Валентин Гапанович. Основные тезисы его доклада касались итогов работы по стандартизации в 2023 г. и задачах на 2024 г.

В 2023 году в рамках ТК 045 разработано и согласовано стандартов, требования которых охватывают все направления машиностроения в области железнодорожного транспорта.

Таким образом, всего за ТК 045 закреплено 462 стандарта, в том числе 341 межгосударственный стандарт и 121 национальный стандарт.

Разработка всех стандартов в рамках ТК 045 осуществляется за счет средств бизнеса, без привлечения средств федерального бюджета.

За последние пять лет нами разработано и актуализировано 160 стандартов.

Анализ показывает, что значительный вклад в финансирование разработки стандартов вносит ОАО «РЖД», ОПЖТ, ООО «ВНИЦТТ».

Самыми активными разработчиками стандартов являются АО «ВНИИЖТ, ООО «ВНИЦТТ», АО «ВНИКТИ», Российский университет транспорта, проектно-конструкторские бюро ОАО «РЖД» и АО «НИИАС».

Валентин Гапанович отметил, что в 2023 г. разработаны ключевые базовые стандарты для железнодорожного транспорта.

В июне 2025 г. вступит в силу ГОСТ 22235-2023 «Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования» по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ». Разработчики стандарта – специалисты АО «ВНИИЖТ».

Анализ повреждаемости грузовых вагонов свидетельствует, что положение с обеспечением сохранности вагонного парка становится критическим. По данным экспертов рост повреждаемости вагонов только за последние три года вырос почти на 80 %.

Последний раз актуализация ГОСТ 22235 проводилась в 2010 году. С тех пор разработаны новые подходы и технические решения по обеспечению сохранности парка грузовых вагонов, которым необходимо было придать статус стандартизованных на межгосударственном уровне. Тем более – ГОСТ 22235 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава». Внедрение ГОСТ 22235-2023 в производственную деятельность позволит обеспечить сохранность грузовых вагонов при погрузочно-разгрузочных работах магистральных железных дорог колеи 1520 мм.

В декабре 2023 года вступил в силу ГОСТ 34961-2023 «Система разработки и постановки продукции на производство. Тяговый подвижной состав. Критерии и порядок проведения работ по модернизации, модификации и совершенствованию». Разработчики – специалисты Российского университета транспорта.
Положения стандарта позволяют четко разделять понятия модернизации, модификации и совершенствования тягового подвижного состава по критериям внесенных изменений технико-экономических показателей.
Стандарт будет использоваться в производственной деятельности ОАО «РЖД», локомотивостроительных заводов, предприятий, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт локомотивов, органов по сертификации, испытательных центров, а также при проведении работ по взаимодействию с Федеральными органами исполнительной власти.

В январе текущего года Росстандарт утвердил разработанные в 2023 году три части национального стандарта ГОСТ Р 71153 на клеевые соединения при производстве и ремонте железнодорожного подвижного состава, которые устанавливают требования к квалификации предприятий; руководство по проектированию и проверке клеевых соединений; правила выполнения работ и обеспечение качества.

Склеивание – специальный производственный процесс при изготовлении железнодорожного подвижного состава, их деталей и узлов. Серия ГОСТ Р 71153 – это первые национальные стандарты, разработанные с целью стандартизации накопленного опыта и технологических решений, применяемых в производственном процессе.
Разрабатывал стандарты Институт стандартизации при непосредственном участии ОПЖТ.

Организации-члены ТК 045 и ОПЖТ в 2023 году принимали активное участие в работе международных технических комитетов по стандартизации ИСО/ТК 269 «Железнодорожный транспорт» и МЭК/ТК 9 «Электрооборудование и системы для железных дорог».

В 2023 году опубликован новый стандарт МЭК 63190:2023 «Медные и медесодержащие несущие тросы для контактной сети железных дорог», разработанный по инициативе Российской Федерации на основе отечественных исследований.

В июле 2023 г. опубликован международный стандарт ISO 22163:2023. Перевод на русский язык осуществлен ФГБУ «Институт стандартизации» по заказу ОПЖТ. Перевод международного стандарта прошел экспертизу в ТК 045 и зарегистрирован в Федеральном информационном фонде стандартов.

20 ноября 2023 г. Росстандарт издал приказ о применении ISO 22163:2023 в Российской Федерации.

Обозначая план работы ТК 045 в 2024 году, Валентин Гапанович остановился на следующих направлениях:

1. Завершение разработки стандартов, в рамках исполнения Перечня поручений Президента России Пр-950 по вопросам развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на территориях СФО и ДФО.

2. Актуализация технического регламента ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», в т.ч. перечня объектов технического регулирования, на которые распространяются требования ТР ТС 002/2011.

3. Разработка перечня стандартов, применение которых будет способствовать исполнению требований ТР ТС 002/2011: стандартов, устанавливающих технические требования к продукции, методы ее испытаний, в том числе правила отбора образцов.

4. Стандартизация требований к системе управления качеством на предприятиях железнодорожного машиностроения с учетом концепции TQM и на основе международного стандарта ISO 22163:2023.

5. Анализ и экспертиза стандартов организаций железнодорожного машиностроения

Директор Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Вячеслав Бурмистров выступил с приветственным словом и отметил важность и актуальность работы комитета как лидера стандартизации, в т.ч. в области межгосударственной работы. Он подчеркнул, что деятельность ТК 045 – это яркий пример слаженной и эффективной работы по стандартизации в нашей стране. Эксперты комитета постоянно привлекаются к законодательной работе в области стандартизации и технического регулирования.

С кратким сообщением к участникам заседания обратился генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов.

Он отметил, что АО «ВНИИЖТ» за свою более чем 100-летнюю историю внес существенный вклад в развитие железнодорожного транспорта, в том числе в развитие технического регулирования и стандартизации. Институт принимал активное участие в разработке проектов трех технических регламентов, а также более чем 130 национальных и межгосударственных стандартов. Если говорить о корпоративной стандартизации, то специалисты института стояли у истоков создания корпоративной системы стандартизации ОАО «РЖД» и продолжают активное участие в ее совершенствовании и развитии.

Только за 2024 год специалистами института по всем направлениям деятельности рассмотрено и проведена экспертиза более 450 нормативных документов, из которых более 70 % это документы по стандартизации.

В рамках своего выступления первый заместитель руководителя ФБУ «РС ФЖТ» Наталья Агафонова в своем выступлении отметила, что в 2023 году успешно завершился очередной этап разработки стандартов во исполнение поручения Президента Российской Федерации, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественного инновационного подвижного состава с улучшенными технико-экономическими характеристиками. На сегодняшний день разработано, согласовано и утверждено 17 таких стандартов, в 2024 г. запланировано утвердить еще один стандарт – ГОСТ «Вагоны-хопперы крытые. Общие технические условия».

На железнодорожном транспорте документы по стандартизации становятся ключевыми как при производстве и оценке соответствия железнодорожного транспорта, так и при его эксплуатации и ремонте. Стандарты на самом деле стали инструментом сотрудничества разного рода организаций.

Также в настоящее время завершается работа по внесению изменений в перечни стандартов к техническим регламентам в области железнодорожного транспорта. Многие организации-члены ТК 045 приняли участие в формировании проектов изменений.

Наталья Агафонова предложила активизировать взаимодействие ТК 045 и Ассоциации испытательных центров железнодорожной техники в части рассмотрения стандартов, содержащих методы испытаний, в том числе для признания таких стандартов эквивалентными в рамках деятельности рабочей группы по эквивалентности при Росстандарте и Росаккредитации.

Ответственный секретарь ТК 045, заместитель начальника отдела стандартизации ФБУ «РС ФЖТ» Илья Радецкий представил отчет о деятельности ТК 045 за 2023 г. Он отметил, что структурно комитет состоит из 22 подкомитетов по самым разным направлениям деятельности железнодорожного транспорта.

Подкомитет 22 «Двигатели внутреннего сгорания» образован в мае 2023 г. с секретариатом на базе ООО «Инжиниринговый центр двигателестроения ТМХ». В феврале 2024 г. организована Рабочая группа «Бандажи, колеса, рельсы» (секретариат – ООО «ЕВРАЗ Торговая компания»). Департамент технической политики ОАО «РЖД» закрепил за собой ведение секретариата ПК 20 «Высокоскоростной транспорт».

Состав ТК 045 насчитывает 25 организаций-полноправных членов. Среди них – 6 научно-исследовательских институтов, 2 университета, 3 объединения производителей и потребителей в области железнодорожного транспорта, Минтранс России и Минпромторг России. В области стандартизации железнодорожного строительства к работе ТК 045 в качестве полноправного члена присоединилось АО «РЖДстрой».

Также ответственный секретарь обозначил в своем выступлении проблемы при формировании программы стандартизации ТК 045. Он обратил внимание, что актуализация стандартов в виде разработки изменений по факту проведенной разработки и согласования проекта изменения является пересмотром стандарта. Также в программе работ комитета имеется ряд тем, разработка по которым не осуществляется и по ним требуется принятие решения.

Илья Радецкий напомнил собравшимся, что до 1 июня текущего года идет сбор предложений в Программу национальной стандартизации на 2025 год.

С докладом о результатах работы АО «ВНИИЖТ» в области стандартизации за 2023 год выступил заместитель начальника центра «Стандартизация и техническое регулирование» АО «ВНИИЖТ» Антон Петросян.

Следующим выступлением в рамках заседания комитета стал доклад заместителя председателя ТК 045, заместителя начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Ларисы Никольской. В своем отчете о стандартизации в ОАО «РЖД» она отметила основные приоритетные направления работ и ключевые результаты деятельности компании в области разработки нормативно-технических документов.

С докладом о значении показателя первой собственной частоты изгибных колебаний кузова в вертикальной плоскости при проектировании и подтверждении соответствия подвижного состава требованиям выступил заместитель генерального директора АО НО «ТИВ» Александр Скачков.

Директор по техническому регулированию ООО «ЕВРАЗ ТК» Сергей Палкин в рамках своего выступления обозначил основные цели и задачи созданной в феврале текущего года рабочей группы РГ 1 «Бандажи, колеса, рельсы».


С заключительным докладом выступил председатель МОО «Всесоюзное общество любителей железных дорог» Алексей Вульфов. Он рассказал собравшимся о некоторых этапах становления стандартизации в истории железных дорог России с 1837 по 1898 г.г.

В рамках мероприятия состоялось награждение представителей организаций-членов ТК 045. Почетными грамотами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии отмечены начальник отдела стандартизации департамента технического регулирования АО «Трансмашхолдинг» Александр Иванов, заместитель начальника Управления технической политики АО «Первая грузовая компания» Александр Кемеж, руководитель Департамента научно-технического развития Дирекции по инновационному развитию ООО «УК РМ Рейл» Константин Климаков. Благодарностью генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» были награждены заместитель начальника отдела стандартизации Федерального бюджетного учреждения «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте», ответственный секретарь технического комитета по стандартизации ТК045/МТК524 «Железнодорожный транспорт» Илья Радецкий и главный специалист в области технического регулирования, стандартизации и метрологии Ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» Фаина Шохина.

Поводя итоги заседания, Валентин Гапанович поблагодарил участников за активную продуктивную работу и отметил особо, что отчетное заседание ТК 045 состоялось накануне Международного женского дня 8 марта!
В связи с этим председатель напомнил, что треть от общего количества участвующих в работе комитета специалистов – это наши дорогие и уважаемые коллеги-женщины. От имени технического комитета ТК 045, от ОПЖТ Валентин Гапанович поздравил коллег с наступающим праздником.

Источник: ОПЖТ