В июне 2024 года «со стапелей» Атырауского вагоностроительного завода сошел первый грузовой полувагон. Как обещает владелец завода Шота Абхазава, к 2027 году производство будет выпускать до 8000 вагонов, платформ и цистерн в год. «Это вечный бизнес, — говорит он. — У нас 9-я по территории страна в мире: расстояния такие, что железнодорожный транспорт будет основой логистики еще многие годы. Я даже не знаю, что с точки зрения законов природы может изменить это положение. Меня не будет, уйдет поколение моих детей, внуков, а заводы такого рода будут работать обязательно».
Абхазава — глава группы TEXOL, куда сейчас входит более 20 компаний. Основное направление деятельности — железнодорожные перевозки: в собственности компании около 10 тысяч вагонов и еще около 1500 находятся в управлении. Плюс вагоноремонтное депо (в 2023 году отремонтировали более 7320 вагонов, в 2024-м — чуть более 5000), вагоноколесная мастерская, хозяйство по ремонту и испытанию цистерн для сжиженного газа и проч. Основной доход группе дает ж/д логистика: 40% — сдача в аренду подвижного состава, 60% — оперирование парком грузовых вагонов.
Заводы без роботов
TEXOL работает в Казахстане 30 лет, с 1995 года. Сегодня, помимо основного вагоностроительного завода, группа строит в Атырау отдельные площадки производства компонентов вагонов — мелкого и среднего вагонного литья (пружин, колодок, крыш, стенок и дверей вагонов).
«Также мы заканчиваем формировать исследовательский центр, который будет проводить испытания и сертифицировать любую продукцию для ж/д транспорта. Также уже определено место и начинается строительство полигона для ходовых испытаний вагонов», — говорит предприниматель.
При этом нельзя сказать, что название или имя владельца группы на слуху. Похоже, что СМИ обратили на них внимание только в связи с запуском вагоностроительного завода. Правда, потом информации в прессе стало больше: появились интервью с главой группы, репортажи с автогонок (давнее увлечение Шоты Абхазавы).
«Полтора года назад мы приняли решение стать более известными, рассказать, что мы собой представляем, — подтверждает собеседник, объясняя: — Только на основных производственных площадках у нас будет работать около четырех тысяч человек, из них около двух с половиной тысяч — на основной сборочной площадке завода. В компании уже работает много людей, а завтра будет работать ещё больше, и надо, чтобы люди, вливающиеся в нашу команду хорошо знали, куда они идут работать».
Атырауская область — не самый густонаселенный регион Казахстана, там живет всего 700 тыс. человек — найдется ли столько работников для завода? «Совпало несколько событий, которые мы учитывали в нашей программе, — возражает собеседник. — «Тенгизшевройл» заканчивает Проект будущего расширения, и суммарно у нас в Атырауской области более 20 тысяч работников, строивших этот завод, высвобождаются. Большая их часть — специалисты, которые нам нужны: слесари и сварщики. А уже через год-два мы надеемся набирать выпускников наших курсов и программ в колледжах. Сегодня несколько групп обучаются по дуальной системе, а с 2025 года мы начинаем собственную шестимесячную программу подготовки специалистов у нас в новых учебных классах». С инженерным персоналом сложностей больше. «У нас много экспатов, целую группу инженеров-вагоностроителей привлекли из Украины и России», — делится опытом бизнесмен.
Многотысячные коллективы, масштабные стройки, набор специалистов из других республик — отдает чем-то «партийно-советским», не правда ли? Во всяком случае не современным производством, где «впахивают роботы, а не человек». Однако у Шоты Абхазавы другое мнение.
«Когда на заводе абсолютная автоматизация, нет людей и не надо платить им зарплату — казалось бы, это здорово. Но в какой-то момент повальная роботизация перестает быть эффективной. Роботы стоят дорого, их обслуживание стоит недешево, для наладки и перенастройки нужны очень дорогостоящие специалисты и подрядчики. И когда через 10-20 лет будет достигнута окупаемость, к этому моменту придется закупать новое оборудование — опять же за огромные деньги. Это замкнутый круг. Именно поэтому много современных и автоматизированных заводов переехало, например, из Германии, Австрии и Франции в Словакию, Болгарию и Турцию, — убежден Абхазава. — Новое машиностроение не может обойтись без людей, без высококвалифицированного ручного труда. Основа — сварка, нарезка, контроль, выкатка котлов и т. д. — это все делают работники на станках с цифровым управлением. Робот не может выкатать днище котла сам по себе. Зато квалифицированные специалисты могут быстро переходить к выпуску новых моделей вагонов, что в итоге придает производству гибкости и экономической эффективности».
Бизнес без субсидий
На сегодня в строительство атырауского завода вложено 30 млрд тенге, из них бОльшая часть — собственные средства, 24 млрд, заемных — 6 млрд. Общие затраты на проект оцениваются в 88 млрд тенге. Оставшиеся инвестиции будут за счет заемных средств, уточнил инициатор проекта. Основной кредитор — Halyk Bank.
«До сих пор мы обходились собственными средствами и коммерческими кредитами», — заверяет Абхазава. Судя по его словам, он противник дотаций, освобождения от налогов, специальных экономических зон и вообще господдержки для бизнеса, особенно если она носит выборочный характер.
«Я либертарианец по своим экономическим взглядам. Всегда странно, почему квазигосударственная структура поддерживает одну компанию, а другую — не поддерживает, одним льготные кредиты дают, а другим — не дают. Кто-то берет займы под 6%, а кто-то — под 22%. Я считаю: или всем должна быть доступна сниженная ставка, или никому, иначе это не конкуренция, не честное соревнование — рассуждает он. — Я не люблю бизнесменов, которые все время требуют какой-то помощи, господдержки. Если вам нужна помощь, то не занимайтесь этим делом».
Как считает Абхазава, если государство хочет помочь предпринимателям, то должно в целом снизить налоги. «А то получается, государство собрало лишние налоги, а потом распределяет их отдельным компаниям в виде дотаций ставки по кредитам и прочих субсидий», — пожимает он плечами. Государство во всех странах — самый плохой бизнесмен, напоминает Абхазава известный афоризм и приводит в пример США, где даже «эксклюзивные государственные отрасли» — вооружение, космос, университеты — отдали в частный сектор и, по его выражению, «добились сверхэффективности в сравнении с государственными корпорациями».
Такая же позиция у предпринимателя и в отношении «вертолетной» помощи населению. «На совещаниях и встречах с руководителями госорганов я все время слышал разговоры о доступном жилье. Надо забыть о доступном жилье! Дайте людям возможность нормально зарабатывать деньги, и они сами решат, какое жилье купить — доступное или элитное. Особо нуждающимся или немощным надо обязательно помогать, но помогать адресно. Я против госдотаций на бензин, сжиженный газ, на электричество, против удерживания низких цен административным регулированием. Это убивает эффективные частные инвестиции в отрасли, стопорит развитие и экономический рост. Если есть люди, которые нуждаются в дотациях, их нужно давать конкретной семье, и они сами позаботятся о счетах за электричество», — горячится собеседник.
Атырау без нефти
Бизнес должен не забирать ресурсы у общества, а преумножать, убежден Абхазава. В 2025 году его группа строит в Атырау спортивный центр — с теннисными кортами, залами для мини-футбола, волейбола, баскетбола и гимнастики, гольф-клуб, парк аттракционов и зоны отдыха.
Там же, в Атырау, Абхазава хочет построить гостиницы, коммерческие здания, санаторий: «У нас есть целебные солёные озера (слышали про Индер?). Будет современный объект, как в Европе, где можно обследоваться, поправить здоровье и где вас обслужат по высшему классу».
Одним из главных факторов своих достижений Абхазава считает образование инженера-конструктора. И в Атырау он хочет создать детско-юношеский научно-образовательный музей и привлечь туда в качестве партнёров мировых технологических лидеров, работающих в Казахстане: Siemens, Chevron, Shell, Wabtec, Alstom, «Казатомпром», а также технические вузы страны. Есть и еще одна мечта — свой технический университет.
«Я хочу глобально изменить не только облик, но и отношение к Атырау: сейчас к нам приезжают во основном по работе или навестить родственников. А ведь Атырауская область — это регион, который формирует значительную часть ВВП, значительную часть налогов страны. Я хочу, чтобы люди не относились к Атырау как к вахтовому поселку, — призывает бизнесмен. — Вахтовым может быть целый город или даже регион, если жизнь в нем зависит только от одной отрасли, тем более если это отрасль связана с исчерпаемыми полезными ископаемыми. О диверсификации экономики говорится много и давно — мне кажется, что нам в Атырау требуется диверсификация и экономики и жизни людей в целом».
При этом Шота Абхазава — не коренной атыраусец: он родился в Москве, имел российское и грузинское гражданства, но отказался от них и в 2021 году получил казахстанский паспорт.
«Я видел, как быстро менялись города и страна менялась просто оттого, что реализовали идеи, которые стали локомотивами для экономики», — говорит собеседник, имея в виду Грузию, где он был в команде, проводившей реформы при Михаиле Саакашвили. Бизнесмен убежден, что ключ к успеху для Атырау в развитии не только индустриального сектора, но и туристической отрасли.
«На мой взгляд, самая емкая с точки зрения рабочих мест отрасль — это туризм. Эта отрасль вытащила Грузию из небытия, в котором она пребывала ещё в начале 2000-х годов. А сейчас в стране, где нет ни нефти, ни газа, экономика стала устойчивой и самодостаточной. Туризм — отрасль саморегулирумая, не опирается на сырьевые ресурсы, — подчеркивает он и переходит к другому образцу для подражания: — Есть потрясающий пример, как это работает, — Дубай. Нефтяной эмират, но сейчас ВВП Дубая на считаные проценты зависит от нефтедобычи. Когда у них кончится добыча нефти, Дубай, по большому счету, не заметит этого. А почему у нас не так? Нефти у нас больше, климатические условия лучше. Море рядом — 27 километров от центра Атырау».
Да, Каспий — не Персидский залив, и берег там — не песчаный пляж, а болотистые заросли. «Но в Дубае, когда не хватало земли, насыпали искусственные острова. Нам проще — надо только сделать искусственное море и пляж», — рисует перспективы глава компании.
Похоже, идеи, как преобразить Атырау, у Абхазава неисчерпаемы. Так, он предлагает создать «большой авиационный хаб». «Над нами — огромный коридор самолетов, которые летят в Европу, и им надо облетать Россию. Давайте сделаем им «пит-стоп» в Атырау! Почему на этом зарабатывает только Стамбул? Огромное количество пассажиров сейчас летят в Европу через Стамбул и Тбилиси — чем мы хуже? — задается риторическими вопросами бизнесмен. — Давайте сделаем огромные торговые центры, которые будут рассчитаны не только и не столько на жителей Атырау, которых пятьсот тысяч, а на миллион человек».
Как считает предприниматель, Атырау довольно быстро может стать развитым мегаполисом. «Я очень хочу изменить наш город. Чтобы к нам приезжали не только на заработки — отбыть вахту, а побывать в крупных магазинах, поправить здоровье в современных лечебницах, позагорать на пляжах, посмотреть международные гонки, футбольные матчи, погонять самому на спортивных машинах по гоночному треку, развлечься в огромном парке аттракционов, посетить концерт звезд эстрады или выставку искусств, а вечером поужинать в одном из десятков первоклассных ресторанов, — говорит он. — Я хочу, чтобы мои дети жили в Атырау с удовольствием, в экологичной и красивой обстановке, а к ним приезжали бы друзья — погостить, по делам или отдохнуть — из самых разных стран. Если все это будет сделано, я буду считать, что моя миссия выполнена».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности