Эксперты поделились своим видением будущего погрузки на сети РЖД. И хотя сейчас, когда она балансирует на грани фола, то теряя проценты, то цепляясь за десятые доли плюсовых значений, эксперты оставляют место оптимизму — рост будет, но не скоро, в то же время угольщиков им порадовать нечем. По расчётам, уже к 2030 году объём перевозок этой номенклатуры груза сократится сразу на 24%.
Итак, аналитики ВТБ ожидают постепенного восстановления железнодорожных грузоперевозок в России и прогнозируют рост погрузки на сети ОАО «РЖД» к 2030 году до 1 234 млн тонн. Банк исходит из того, что в 2025 году объём составит около 1 115 млн тонн — это на 5,6% ниже уровня 2024 года. Замглавы ОАО «РЖД» Ирина Магнушевская ранее говорила об ожидаемом падении примерно на 6%. По данным за январь — ноябрь 2025 года погрузка уже снизилась на 5,6%, до 1 023 млн тонн, а в ноябре — на 1,5%, до 94,2 млн тонн. Хотя темпы падения оказались ниже прогнозных 2,6%, ожидания по итогам года остаются прежними.
Если прогноз ВТБ сбудется, то за пять лет объём погрузки увеличится примерно на 119 млн тонн, что позволит железнодорожной отрасли вернуться к результату 2022 года, когда было перевезено 1 234,3 млн тонн. Однако для достижения таких параметров потребуется ежегодный прирост более чем на 20 млн тонн, чего в сопоставимые периоды не наблюдалось.
Вера в «ящики» на фоне текущего замедления рынка контейнерных перевозок выглядит самонадеянной. Представитель операторского сообщества, с которым пообщалась редакция VG, уверен: времена, когда можно было делать ставки на контейнеры, прошли.
«Сейчас слишком непредсказуемо ведут себя рынки. В этом году мы наблюдали падение контейнерного импорта, что повлияло на общий объём перевозок контейнеров по сети РЖД. Со следующего года тарифы на перевозки «ящиков» будут дерегулированы. Как это повлияет на объёмы отправок — сказать сложно, не исключено, что мелкие компании перейдут на доставки автотранспортом. Уже сегодня операторы терпят финансовые потери, у одного «Трансконтейнера» почти 4 млрд убытков по году. Поэтому загадывать на 2030 год я бы не стал», — пояснил наш собеседник.
Если контейнеры в аналитиков ВТБ вселяют веру в светлое будущее, то уголь — напротив. Согласно прогнозу, доля угольных перевозок сократится к 2030 году на 5 процентных пунктов, то есть до 24%, или примерно до 300 млн тонн. Погрузка угля за январь — ноябрь 2025 года составила 296,8 млн тонн.
С позицией ВТБ согласны не все. Эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов считает: 300 млн тонн к 2030 году — «слишком пессимистичная оценка». Такое снижение возможно только при падении добычи или значительном перераспределении трафика на частные железные дороги. Но добыча не сократится так резко, а альтернативные маршруты не смогут изъять столь значимые объёмы, уверен эксперт. Его прогноз — небольшой рост поставок в среднесрочной перспективе, а в 2026 году — увеличение объёмов до около 330 млн тонн.
Руководитель аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency Александр Слободяник также уверен, что быстрого оттока угля с сети не случится.
«Каменный уголь на протяжении многих лет остаётся основой грузовой базы железнодорожного транспорта. При этом его доля в структуре погрузки увеличивается. Например, в 2012 году, когда погрузка на сети в целом была на высоком уровне, доля угля составила 24,2%. В последующие годы на фоне роста экспортных отправок и определённого снижения погрузки остальных грузов доля угля увеличивалась.
По итогам 2021 года она составила 29,0%. Значимость угля в структуре грузовой базы наблюдается даже в текущем проблемном для угольщиков году — доля угля в структуре погрузки достигла величины в 29,1%. Ранее такая доля была зафиксирована только в 2019 году», — рассказал эксперт в беседе с Vgudok.
По его словам, в перспективе погрузка каменного угля, напротив, будет увеличиваться. При этом можно ожидать роста отправок не только на экспорт, но и во внутреннем сообщении по мере восстановления отраслей промышленности.
«Этому будет способствовать ряд факторов, основной из которых заключается в переключении грузоотправителей других грузов на альтернативные виды транспорта. В последние годы этот тренд наиболее заметен.
Пока отсутствуют стимулы для клиентов для массового возврата на железнодорожный транспорт», — считает Александр Слободяник.
В свою очередь, специалисты Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ) видят сдерживающим фактором для роста перевозок угля по РЖД — энергопереход крупнейших импортёров. Китай заявил о постепенном отказе от угля в 2026–2030 годах, а Индия планирует увеличить собственную добычу до 1,5 млрд тонн. В таких условиях рост экспорта российских угольных грузов представляется маловероятным.
Гораздо более позитивные ожидания аналитиков связаны с нефтепродуктами: их объём может вырасти с прогнозируемых 194 млн тонн в 2025 году до 222 млн тонн. В ВТБ связывают это с восстановлением нефтепереработки и благоприятной конъюнктурой на мировых рынках. Совокупная доля промышленных и контейнерных грузов, по расчётам ВТБ, увеличится с 14% до 16%. Их объём, оцениваемый в 157 млн тонн в 2025 году, к 2030 году может достичь 194 млн тонн.
Ожидания ВТБ по нефтепродуктам среди специалистов вызвали неоднозначную реакцию. Партнёр Kept Максим Малков отмечает, что сценарии Энергостратегии-2050 предполагают переработку 272–282 млн тонн нефти в 2030 году, что возможно при завершении модернизации НПЗ и восстановлении их работы.
В свою очередь, эксперты RSA уверены, что существенного увеличения погрузки нефти и нефтепродуктов в перспективе до 2030 года не ожидается.
«С 2012 года железнодорожный транспорт потерял более 50 млн тонн нефтяных грузов. Одной из причин существенного сокращения погрузки в период до санкционных ограничений является развитие системы трубопроводного транспорта и переключение грузопотока. Одним из наиболее ярких примеров является строительство и ввод в эксплуатацию трубопровода ВСТО-2, а также отводов от него до Хабаровского и Комсомольского НПЗ.
В случае решения существующих трудностей и проблем погрузка нефтяных грузов будет увеличиваться. Однако достижение уровня досанкционного 2021 года в перспективе до 2030 года маловероятно», — говорит Александр Слободяник.
В RSA поделились и своими ожиданиями по погрузке. Напомним, за ноябрь на ЖД погрузили 94,2 млн тонн, что на 1,5% меньше показателей год к году. По итогам 11 месяцев на сети РЖД погружено 1021,3 млн тонн, что на 5,6% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. И хотя позитива в ближайшие месяцы ждать не приходится, уже со следующего года в RSA ожидают перелом тренда и постепенное увеличение погрузки на сети. В перспективе до 2030 года, по мнению аналитиков агентства, погрузка на сети в целом может превысить показатель в 1200 млн тонн.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности