Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) по итогам девяти месяцев увеличила количество полувагонов, крытых вагонов и платформ в собственности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самыми перспективными сегментами рынка являются инновационные полувагоны и фитинговые платформы, рассказала в интервью Argus Анастасия Халилова, директор дирекции железнодорожного транспорта ГТЛК и генеральный директор дочерней компании "ГТЛК-1520", специализирующейся на лизинге железнодорожного транспорта.
- Что представляет из себя ваш текущий портфель вагонов? Как он изменился по сравнению с прошлогодним?
- По состоянию на 30 сентября в собственности ГТЛК находится 99 127 вагонов, из них 98 769 - грузовой подвижной состав. Три четверти из них - 73 560 единиц (на 2,6 тыс. штук больше, чем годом ранее) - занимает самый массовый парк на сети РЖД - полувагоны.
Одна десятая часть парка ГТЛК - хопперы, 9 989 единиц (снижение на 264 вагона вследствие продажи части парка), в том числе - 9 864 зерновоза, 100 цементовозов и 25 минераловозов. Следующий по численности род вагона в нашем парке с долей 9% - 9 210 платформ - за год их парк вырос на 870 единиц, и пополнение продолжается. Среди них 7 112 фитинговых платформ для перевозки контейнеров, 1 832 единицы - это штрипсовозы [вагоны для перевозки стальных листов и других крупногабаритных грузов] и трубовозы, 200 лесовозов и 75 универсальных платформ.
Парк крытых вагонов в собственности компании составляет 5 021 единицу (на 1 412 единиц больше, чем годом ранее) - примерно 5% от общего количества. Кроме того, компания располагает 687 автомобилевозами и 302 цистернами для перевозки нефтеналивных грузов и сжиженного газа. Размер этих лотов сохранился на уровне прошлого года.
Наш парк полностью распределен между клиентами: 57 094 вагона находятся в аренде у операторов на сроки от года до пяти лет, а оставшиеся 42 033 единицы - в 10-15-летнем лизинге.
Наиболее крупные клиенты ГТЛК - "Модум-Транс", Первая грузовая компания, "Нефтетранссервис", Группа компаний "Рустранском", "Рэйлспецтранс", компании, входящие в холдинг Евразийский трубопроводный консорциум и другие.
- Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию и перспективы в каждом сегменте?
- Драйвером этого года в сегменте грузовых вагонов, несомненно, являются фитинговые платформы. В 2021 г. ожидается абсолютный рекорд их производства в России в районе 20 тыс. единиц, их строительство поддерживается многочисленными игроками рынка. ГТЛК также наращивает в парке долю фитинговых платформ и в текущем году уже приобрела 1 800 длиннобазных 80-футовых вагонов: 1 300 единиц у Объединенной вагонной компании, еще 500 вагонов - у "Алтайвагона", часть еще находится в производстве.
В сегменте полувагонов спрос на 100% сдвинулся в пользу инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, обладающих улучшенными технико-экономическими показателями, которые показали свою высокую эффективность в перевозках как угля, так и металлов, щебня. ГТЛК является крупнейшим собственником инновационных полувагонов в России, их общее количество в нашем парке достигло 57,5 тыс. единиц, что составляет около 10% от общего парка полувагонов на сети РЖД. Мы по-прежнему видим перспективу в сегменте полувагонов именно с учетом роста доли инновационных вагонов.
В 2021 г. также продолжилось замещение парка старых списываемых крытых вагонов за счет приобретения операторами новых крытых вагонов увеличенного объема: 161 - 174 куб. м. В будущем тенденция продолжится: период с 2022 по 2025 гг. ожидается списание примерно 11,7 тыс. старых крытых вагонов, в основном кубатурой 120 - 122 куб. м, которые должны быть скомпенсированы постройкой нового, более вместительного подвижного состава. Всего на сети эксплуатируется примерно 59 тыс. крытых вагонов, наша доля в общем парке - примерно 8,5%.
- Планируете ли вы приобретение новых вагонов? Каких?
- С учетом общей ситуации на рынке железнодорожных грузовых перевозок, сложившейся к осени 2021 г., ГТЛК в первую очередь продолжит приобретать инновационный подвижной состав разных родов. Главным образом, интересуют полувагоны, фитинговые платформы, хопперы, крытые вагоны. Сейчас доля вагонов с улучшенными характеристиками в парке компании достигает 69% - это 68 338 единиц.
- Доля цистерн в общем объеме парка крайне мала. Почему? Не планируете ли полностью выйти из сегмента?
- ГТЛК уже почти вышла из сегмента цистерн. Это связано со спецификой рынка, его высокой концентрацией в руках нескольких операторов. Тем не менее, мы внимательно отслеживаем новые тренды, появление инновационных цистерн, в том числе сочлененных, и в среднесрочной перспективе видим значительный потенциал у инновационных цистерн. В будущем не исключаем покупку таких цистерн с улучшенными характеристиками. Общий парк цистерн ГТЛК был приобретен в 2011 - 2013 гг. и к 2017 г. достиг 6 тыс. единиц. Вагоны-цистерны, в основном, были досрочно выкуплены лизингополучателями и арендаторами в течение 2018 - 2020 гг.
- Составит ли ГТЛК конкуренцию "ВТБ Лизингу", который анонсировал полноценный выход на рынок операционной аренды грузовых вагонов? Или, возможно, пойти дальше и самостоятельно заняться оперированием парка?
- В группе ГТЛК сегмент операционной аренды третий год активно развивает дочерняя компания "ГТЛК-1520", парк вагонов в управлении которой превысил 40 тыс. единиц. Напомним, договоры операционной аренды заключаются на более длительный срок, чем при обычной аренде парка, при этом обязанности по плановым ремонтам могут быть возложены на арендатора, что нетипично для краткосрочных договоров аренды. Парк компании состоит в основном из полувагонов, среди ключевых клиентов компании - "Модум-Транс" и ПГК. Оперирование собственным парком в будущем мы не рассматриваем.
- Как бы вы оценили перспективы сегмента крытых вагонов? Высока ли вероятность, что их грузовую базу перетянут на себя контейнеры?
- Сегмент крытых вагонов - один из самых необычных на рынке железнодорожных перевозок, ведь в других сегментах нет такого количества грузов и клиентов. Здесь самая высокая диверсификация грузовой и клиентской базы, что и роднит их с универсальными контейнерами. Однако у контейнеров география перевозок еще шире, а также есть значимое преимущество - возможность встраивания в мультимодальную логистическую схему. Однако, с учетом существующей грузовой базы, больших расстояний перевозок, специфики погрузочно-разгрузочных работ, а также инфраструктурных ограничений, существующих на постсоветском пространстве, в частности - низкой обеспеченности контейнерными терминалами, контейнеры не смогут перетянуть на себя весь грузопоток. Эти рынки могут сосуществовать вместе вполне мирно.
- Ожидаете ли профицита в сегменте фитинговых платформ с учетом текущих темпов строительства? Или растущая грузовая база не приведет к избытку?
- Хороший вопрос! Над ответом ломают головы во всех операторских компаниях. Мы пока не видим серьезного снижения темпов роста контейнерных перевозок, который, в свою очередь, подстегивается как увеличением транзитного потока, так и внутренней контейнеризацией. Темпы роста на уровне 14 - 16% в год держатся уже несколько лет. Тем не менее, рост не бывает бесконечным, насыщение рынка так или иначе произойдет, и рынок нащупает баланс.
- Возможен ли приход на операторский рынок новых игроков - потенциальных клиентов ГТЛК? Или же, напротив, продолжится консолидация рынка?
- Рынок обречен на консолидацию во всех сегментах - это вопрос времени. Скорость развития данного процесса неоднородна и зависит от типа грузовой базы. Безусловно, возможно появление новых игроков, но это скорее органический процесс коллаборации существующих или перераспределение внутри существующих грузовых потоков или грузовой базы.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности