27.05.2020

Машиностроители считают, что необходимо принимать меры, направленные на списание старого парка вагонов

По данным Росстата, опубликованным 21 мая, за первые четыре месяца 2020 года производство грузовых вагонов сократилось на 19,8%, до 20,2 тыс. единиц. Это связано не только с ограничительными мероприятиями, принятыми для снижения распространения коронавирусной инфекции, но и с профицитом отдельных видов подвижного состава. Участники рынка считают, что для того, чтобы привести к балансу спрос и предложение, а также привлечь на сеть больше инновационных вагонов, необходимо принимать меры, направленные на омоложение парка.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (ЦФТО), на 1 мая текущего года общий парк грузовых вагонов на сети составил 1,181 млн единиц, полувагонов – 562,5 тыс. По сравнению с началом года парк увеличился на 12,9 тыс. (+1,1%).

По словам заместителя директора по перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислава Золотарёва, сейчас наблюдается профицит полувагонов и хопперов на рынке, из-за чего сокращается их производство. Однако есть сегменты, к примеру нефтебензиновые и специализированные цистерны, платформы и крытые вагоны, которые показывают стабильную положительную динамику.

«После рекорда 2019 года (78,4 тыс. вагонов) должно было произойти некоторое падение. Однако ситуация ещё усугубилась распространением коронавирусной инфекции. Я прогнозирую снижение производства грузовых вагонов по итогам года примерно на 40% по сравнению с прошлым (около 45–47 тыс.)», – добавил он.

Чтобы восстановить рынок вагоностроения, заинтересованные стороны предпринимают различные меры.

Как ранее сообщал «Гудок», Союз машиностроителей России в конце апреля направил президенту страны Владимиру Путину письмо с предложением о предоставлении субсидий для вагоностроителей на поставку инновационных вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось при списании традиционных – с нагрузкой 23,5 тонны на ось. Инициатива направлена не только на восстановление производства, но и на стимулирование приобретения инновационного подвижного состава операторами.

По словам генерального директора ABC-RAIL Артура Нурмухамедова, на транспортное машиностроение завязано слишком много отраслей, поэтому в столь сложный для экономики период никто не заинтересован в остановке и резком сокращении производства.

«Несмотря на снижение грузовой работы на сети, парк продолжает прирастать. Конечно, и РЖД, и операторы заинтересованы в том, чтобы загрузить работой наиболее эффективные вагоны, а остальной парк постепенно утилизировать. Лично я только приветствую любые действия по обновлению парка. Наш второй бизнес – это разделка и утилизация вагонов (ООО «Вторчермет-Находка». – Ред.). Так что мы только выиграем от того, что их больше будет отправляться на лом», – пояснил он.

По словам Станислава Золотарёва, омоложение парка может принести положительный эффект для производителей подвижного состава с улучшенными характеристиками.

«Это не обязательно вагоны с нагрузкой 25 тонн на ось, но и с кассетными подшипниками, имеющими увеличенные межремонтные пробеги. Сейчас очень неуверенно себя чувствуют мелкие вагоностроительные заводы, такие как Завод металлоконструкций, «Промтрактор-вагон», Барнаульский вагоноремонтный завод, Калининградский вагоностроительный завод, которые в апреле практически стояли. Крупные предприятия также показали значительное падение. Однако мера по омоложению парка поможет зафиксировать их производственные планы и пережить это кризисное время», – отметил он.

Однако не все участники рынка позитивно относятся к возможности снижения среднего парка, который сейчас составляет, по данным РЖД, 12,3 года. В том числе они опасаются того, что вагоны перестанут себя окупать и что снова начнётся дефицит подвижного состава.

По расчётам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), средневзвешенная цена нового грузового вагона за I квартал 2020 года выросла на 15,8%, до 3,2 млн руб., за счёт роста доли дорогостоящего специализированного подвижного состава. По прогнозам института, в ближайшие два года стоимость полувагона сократится на 10–15%, а специализированных вагонов вырастет на 15%.

При этом, по информации ЦФТО, из-за избытка полувагонов продолжают снижаться арендные ставки – нижняя граница среднерыночного диапазона зафиксирована на уровне декабря 2016 года и составляет около 800 руб. в сутки (снижение на 55,6% к уровню прошлого года).

По словам председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Андрея Соболева, на сегодняшний день российский парк самый молодой в Европе. «Парк грузовых вагонов не требует никаких мер для его дополнительного омоложения. У всех вагонов есть свой срок службы, который зафиксирован в конструктивной документации. Более установленного срока он не может эксплуатироваться на территории РФ. У нас также запрещено продление сроков службы подвижного состава, за исключением термосов и универсальных платформ. Сейчас нужно не омолаживать парк, а улучшать технические характеристики вагонов, которые позволят увеличить межремонтный пробег, сроки ремонта, а также обеспечить безаварийную эксплуатацию», – сказал он.

По мнению исполнительного директора саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Алексея Дружинина, корректировка срока службы – это достаточно серьёзный блок вопросов, которые нужно глубоко обсуждать со всеми причастными сторонами (производителями и потребителями). «В позапрошлом и прошлом годах мы видели обратную картину, когда вагонов не хватало. Мы должны понимать цикличность нашего рынка – сегодня возможен профицит, а через два года снова может появиться повышенная потребность. Тем более с учётом всех задач по увеличению объёмов перевозок, которые поставило руководство страны. Поэтому все решения в этой части должны быть очень внимательно просчитаны с целью недопущения в дальнейшем дефицита в тех или иных сегментах», – резюмировал он.

4 июня 2020 года в режиме видеоконференции пройдёт заседания Научно-технического совета ОАО «РЖД», единственной повесткой которого будут перспективы развития грузового вагоностроения на период 2025–2030 годов.

Источник: ГУДОК