Минтранс не увидел необходимости в скидках на железнодорожную транспортировку угля на Северо-Запад и Юг, которые в числе мер поддержки отрасли одобрил президент РФ Владимир Путин. По данным министерства, угольщики выставляют по этим направлениям заявки, кратно превышающие план. Участники рынка отмечают, что объем поданных заявок, в отличие от объема удовлетворенных, не позволяет оценить спрос, но и скидки, даже если будут приняты, не станут панацеей.
Минтранс считает, что экономика транспортировки угля в северо-западном и южном направлении складывается и без предоставления железной дорогой скидок, следует из письма замминистра Алексея Шило в Минэнерго от 19 мая (есть у “Ъ”). По информации ОАО РЖД, сообщается в письме, грузоотправители «продолжают заявлять объемы перевозки каменного угля в направлении портов Северо-Запада и Юга кратно выше, чем параметры финансового плана ОАО РЖД на 2025 год, одобренного правительством РФ».
Так, объем перевозок, заявленный грузоотправителями на порты Северо-Запада с января по апрель, составлял 38,4 млн тонн, что на 19,5 млн тонн выше утвержденного финансового плана погрузки, а на порты Юга — 31,2 млн тонн — на 23,1 млн тонн выше. В мае, говорится в письме, превышение заявленного объема на порты Северо-Запада составляет 0,9 млн тонн, на порты Юга — 0,2 млн тонн.
В Минтрансе, Минэнерго и ОАО РЖД от комментариев отказались.
Введение ОАО РЖД скидок в 12,8% на экспорт на Северо-Запад и Юг и возврат понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля на срок с 1 мая по 31 декабря входило в число предложений вице-премьера Александра Новака по поддержке угольной отрасли. Как сообщал “Ъ”, эти меры поддержал президент РФ Владимир Путин (см. “Ъ” от 13 мая). Скидку ОАО РЖД предполагается компенсировать из бюджета.
Угольщики не считают, что аргументы Минтранса свидетельствуют об отсутствии потребности в скидках. «Происходит подмена понятий — заявки на перевозку не равны отправленным грузам,— говорит собеседник “Ъ”, знакомый с ситуацией в отрасли.— Ранее в ОАО РЖД говорили, что половина заявок не исполняется, происходит отказ от погрузки».
Другой собеседник “Ъ” говорит, что в идеальном мире объем заявок точно отражал бы спрос, но в текущей реальности по нему можно судить разве что о неуверенности грузоотправителя в мировых ценах, когда он пытается хеджировать свои риски за счет ОАО РЖД, и в стабильности вывоза, которая как раз от ОАО РЖД сильно зависит. С ростом нестабильности инфляция заявок нарастает, говорит он.
Кроме того, отмечает первый из собеседников, скидки планировалось предоставить на энергетический уголь, а не металлургический, но в письме об этом «умалчивается». При этом, добавляет он, даже при предоставлении всех запланированных скидок перевозки энергетического угля на Юг в лучшем случае «нулевые по финансовому результату». Необходимо возвращение тарифов ОАО РЖД на уровень 2022 года (с поправкой на ежегодную индексацию), указывает другой собеседник “Ъ”, отмечая, что рост тарифов за это время превзошел размер обсуждаемых скидок. При старых ценах ОАО РЖД и сегодняшнем курсе рубля уголь выдерживает такой рынок. В обмен на скидку угольщики теряют в приоритете, добавляет он. «Это ценообразование ранее признавалось пограничным и экономически обоснованным для ОАО РЖД,— говорит источник “Ъ”.— Оно позволяет заполнять пустующие инфраструктурные емкости и окупает прямые затраты на перевозку угля». По его словам, работа на таких уровнях не подходит для развития всех сегментов, но она предпочтительнее, чем полное закрытие, и позволяет сохранить присутствие на международном рынке угля в ожидании лучших времен, выдавливая с него менее организованные страны.
“Ъ” писал, что и порты, и операторы уже дали серьезные скидки (см. “Ъ” от 17 марта и 12 мая). В письме господина Новака также сообщалось, что ставки на аренду вагонов и перевалку снижены, в том числе в портах Юга — в полтора-два раза.
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук говорит, что в мае ставки аренды полувагонов снизились по отношению к апрелю на 20% в инновационном сегменте и на 14% на вагоны типовых конструкций. Падение за январь—май составило 28% и 25% соответственно. «Отрицательная динамика суточной доходности операторских компаний на экспортных перевозках угля, отмеченная за период январь—апрель 2025 года, в мае резко ухудшилась»,— отмечает господин Савчук. По его словам, наименьшие доходности операторам приносит перевозка в порт Тамань: менее 1,5 тыс. руб. в сутки для типовых полувагонов и 1,8 тыс. руб. в сутки для инновационных.
По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), в середине мая экспортные нетбэки на кузбасский энергетический уголь калорийностью 6000 ккал за 1 кг составили $13 на тонну в Тамани и $6 на Северо-Западе. Согласно оценкам ЦЦИ, анонсированные меры поддержки угольной отрасли в части оплаты грузового тарифа ОАО РЖД могут снизить стоимость логистики примерно на $8 с тонны при ее отправке в южном или западном направлении. Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов считает, что скидки в любом случае недолговременная история без фундаментальных предпосылок: «Нужны либо заметный рост цен на рынках сбыта российского угля, либо более существенное снижение железнодорожных тарифов и ставок перевалки».
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности