06.03.2019

Нужно ли поддерживать субсидиями утилизацию старых вагонов?

Виталий Момот, член совета директоров ООО «Агентство Рефперевозки»:
– Есть структуры, которые занимаются сбором металлолома. Сдавая вагон, зарабатываешь неплохие деньги. Когда подходит срок списания, ты его всё равно отдаёшь на металлолом. Заплатят тебе деньги или нет, за свой собственный вагон ты получишь столько, сколько сдал на металлолом. Это хорошие деньги. Другое дело – отдать вагоны для эксплуатации, тогда бы они принесли больше денег. Но когда вагоны выработали свои ресурсы, такой подход угрожает безопасности движения поездов. Подводя итог, скажу: на мой взгляд, такая тема не пройдёт и не сможет иметь финансовое продолжение. Во всяком случае, Министерство промышленности и торговли РФ, по моему мнению, на такое дело не пошло бы. Если речь идёт о новой технике, то это другой вопрос.

Александр Сиверцев, заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics – RUS:
– С одной стороны, субсидии на утилизацию старых вагонов могли бы позитивно повлиять на обновление парка подвижного состава российских железных дорог и замещение обычного вагонного парка инновационным. Мы видим, что рынок уже самостоятельно движется по этому пути. С другой стороны, сейчас наблюдается дефицит подвижного состава и подобные меры могут спровоцировать дальнейший кризис и возможное повышение ставок на аренду вагонов. Сейчас было бы целесообразнее выделять субсидии на развитие инфраструктуры и грузовых дворов. Поэтому, прежде чем вводить определённые субсидии, правительство должно проанализировать реальную ситуацию на рынке, чтобы нововведения имели положительный эффект как для ОАО «РЖД», так и для собственников подвижного состава, операторов без собственного парка, заводов-производителей и самих грузоотправителей.

Денис Семёнкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖДПС):
– С точки зрения нормальной экономики поддерживать субсидиями утилизацию вагонов не надо, потому что сегодня, кроме универсальных платформ, вагонов-термосов, у нас ничего не продляется. Вообще, по большому счёту продляются только универсальные платформы. Все остальные типы подвижного состава по достижении сроков, безусловно, списываются, вариантов нет. Списываются они и без субсидий. Денежные средства, выручаемые владельцами вагонов за их списание, достаточно велики, поскольку запчасти стоят довольно дорого. Образующийся металлолом также на сегодняшний день стоит дорого. Объективно утилизационные субсидии не нужны.
Другой вопрос, что эти утилизационные премии могли бы ускорить списание того подвижного состава, срок службы которого ещё не окончен, то есть вагоны, которым осталось 4–5 лет до списания. Владельцы вагонов их купили и могли бы выйти из бизнеса или купить более новый подвижной состав. Вот для таких вагонов, которые не достигли определённого срока службы и которые хотят вернуть владельцу на новый подвижной состав, для них, возможно, утилизационная премия была бы нужна. Вопрос о том, что этой премии на сегодняшний день, возможно, будет недостаточно для приобретения нового подвижного состава, поскольку он очень дорог.

Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис»:
– На сегодняшний день выгоднее разобрать на запчасти вагон, чем его порезать на металлолом. Колесо сегодня дошло до стоимости 220–230 тыс. руб. Если мы берём с расчётом, что это колёса б/у, то за 4 колеса выходит порядка 600 тыс. руб. То есть просто получить наиболее дефицитные запчасти сейчас стоит 800 тыс. Какие тут ещё нужны помощники? Наша компания имеет такой опыт: мы сами разделываем вагоны. Надо иметь в виду, что металлолом тоже подорожал за последнее время. Как металл дорожает, так, следовательно, и металлолом дорожает соответственно. По моему твёрдому убеждению, рассчитывать субсидии на утилизацию вагонов – это масло масляное.

Алексей Рутковский, директор компании «Евро-Карго ТНТ»:
– Я считаю, что это предложение неплохое, но лично я не вижу в этом необходимости, так как вагоны и без этого хорошо пилятся. Если бы они стояли никому не нужные, тогда стоило бы стимулировать утилизационными субсидиями. Но на данный момент, я считаю, такая инициатива была бы нецелесообразна.

Источник: ГУДОК