13.05.2025

Основной показатель РЖД падает почти 20 месяцев подряд

Погрузка на сети РЖД в апреле составила 92,9, млн тонн, это на 8,6% меньше, чем за прошлогодний месяц. Если брать цифру за январь — апрель, то показатель также отрицательный: минус 6,8%. В середине весны подвели монополию внутрироссийские перевозки строительных грузов  (-21,3%), каменного угля (-6,4%). Сокращение спроса со стороны потребителей привело к падению погрузки чёрных металлов (-23,3%) и металлолома (-25,5%). Небольшой плюс при этом показало восточное направление, где отметили положительную динамику экспорта в +4,1%. Как-то подсластить пилюлю позволили несырьевые отправки, среди которых можно отметить, например, рыбу.

«Рост обеспечен преимущественно экспортом неугольных грузов (+7,5%), в том числе железной руды (+22,3%), удобрений (+64,1%), а также прочих грузов высокого передела, перевозимых в контейнерах (+12,1%)», —говорится в сообщении РЖД.

К «хорошистам» присоединились цветные металлы (+14,7%), рыба (+10,2%), удобрения (+2,4%) и металлические руды (+2,3%).

По прогнозам ИПЕМ (на апрель 2025 г.), ожидается снижение погрузки в 2025 году на «- 2,8%» в базовом сценарии, «-1,5%» — в позитивном, «-5%» — в негативном. При этом прогнозируется уменьшение объёмов погрузки как во внутреннем, так и в экспортном сообщении, рассказал Vgudok заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

«Основными факторами, которые окажут негативное влияние на экспортные перевозки, являются сокращение спроса на российскую продукцию на мировых рынках, логистические проблемы на железнодорожной сети, а также менее благоприятный для экспортёров валютный курс.

На снижение перевозок во внутреннем сообщении наиболее сильно повлияют проблемы в сфере доступа грузов на железнодорожную сеть, в том числе изменения в сфере планирования и перевозках порожних и гружёных вагонов, снижение темпов строительства в экономике, возросшая конкуренция с автотранспортом за перевозку ряда грузов.

Среди них: каменный уголь, нефть и нефтепродукты, минерально-строительные грузы, чёрные металлы, хлебные грузы. В то же время прогнозируется рост погрузки удобрений. Наряду с этим ожидается небольшой рост контейнерных отправок на сети ОАО «РЖД», — прогнозирует эксперт.

Погрузка падает 19-й месяц подряд, масштаб бедствия колоссальный, рассказал Vgudok заместитель руководителя А ОЖдПС Денис Семёнкин.

«Понятно, что есть внешнеэкономическая конъюнктура, когда дешевеют металл и уголь, их становится не выгодно возить. Есть политические санкции, из-за которых многие потребители, которые моги бы покупать российскую продукцию, отказываются это делать. Но есть третий фактор, который гораздо более значимый, чем два первых. Это маркетинговая политика «Российских железных дорог», которая с одной стороны ужасно не современна, а с другой стороны целенаправленно основывается на идее оставления на сети только тех грузов, которые подлежат маршрутизации.

Если взять ситуацию, которая была на автомобильных дорогах десять лет назад, и перекинуть туда весь нынешний объём грузов, который сегодня везёт автотранспорт, то тогда бы перевозчики просто не справились. То есть РЖД своей деятельностью по выдавливанию грузов на автотранспорт создали условия для постоянного их перехода на автодорогу за счёт повышения тарифов и ужесточения правил работы с клиентами. Железные дороги попали в ловушку, сами вырастив сильного конкурента.

Продолжает исчезать обслуживающая грузовладельцев инфраструктура, без которой невозможно попадание груза на сеть.

Не стоит радоваться некоторым перевозкам, например, тех же минеральных удобрений — это политический вопрос. Это, по сути, единственное, на что санкции не распространяются. Есть также союзнические отношения с Белоруссией, которая транзитом свои удобрения отправляет через Россию, — рассказал эксперт.

Апрель закрылся в рамках тех ожиданий, которые были. С одной стороны, это хорошо, не было достигнуто каких-то суперкритических значений в падении объёмов. Текущие значения укладываются в прогнозные.

Из положительного — это заявление РЖД, что высокодоходные грузы находятся в зелёной зоне. Из минусов, что этого не хватает и погрузка всё равно падает, рассказал vgudok президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

«Это подтверждает тот вывод, что сильные колебания на рынке угля влияют на объёмы перевозок и на объёмные показатели работы железнодорожного транспорта. Угольщики говорили, что в апреле — мае практически ничего не повезут по российским железным дорогам. Связано это с ухудшением внешнеторговой конъюнктуры, в первую очередь, со снижением цен и укреплением рубля, что привело к катастрофическому сжатию рублёвой выручки на предприятиях. И это видно в целом по объёму перевозок, что оказывает дополнительное негативное давление на ситуацию.

По некоторым направлениям они находятся в красной зоне, по некоторым колеблются к околонулевой зоне. К сожалению, грузы, которые могли бы дополнить доходную картину, тоже в красной зоне. Это касается чёрных металлов, нефтепродуктов. Несмотря на то, что РЖД отчитались, что объёмы перевозок по Восточному полигону выросли против прошлого года, все прекрасно понимают: этот рост мог бы быть гораздо больше, но всё упирается в ограничения инфраструктуры.

В ближайшие два месяца изменения тренда не будет. В рамках тех заявлений, которые делают грузовладельцы, именно увеличение количества высокодоходных грузов, которые бы позволили изменить финансовую ситуацию, не ожидается», — подводит итог наш собеседник.

На фоне провалов сырьевых грузов весьма уверенно выступил такой представитель продуктово-логистической корзины, как рыба. Здесь железнодорожников можно поздравить с солидным «уловом».

И в целом это легко объяснить: в конце марта заканчивается минтаевая путина на Дальнем Востоке, а минтай — это наш основной промысловый вид, рассказал Vgudok эксперт, связанный с перевозками рыбной продукции, пожелавший не называть своего имени.

«С начала года российские рыбаки выловили 925 тыс. тонн минтая, главным образом в Охотском море. Его значительная часть идёт не только на экспорт в Китай, но и в центральную Россию тоже отгружаются значительные объёмы, причём именно по железной дороге.

Это тоже существенные объёмы. Той же тихоокеанской сельди в Северо-Охотоморской подзоне добыли порядка 150 тыс. тонн. Всё это и привело к росту перевозок рыбы по железной дороге в апреле», — рассказал эксперт.

Источник: VGUDOK