06.04.2018

Оценка надежности колесных пар в эксплуатации

30 марта 2018 года состоялось заседание секции «Вагонное хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу повышения надежности и эффективности использования парка грузовых вагонов. Мероприятие прошло под председательством заместителя председателя Научно-технического совета, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева.

В работе заседания приняли участие член правления ОАО «РЖД», старший советник генерального директора ОАО «РЖД», Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, Президент АО «СГ-транс», председатель комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ» Сергей Калетин, заместитель генерального директора по техническому развитию ПАО «НПК ОВК», председатель подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ» Дмитрий Лосев, начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», председатель подкомитета по эксплуатации НП «ОПЖТ» Михаил Сапетов, а также специалисты ОАО «РЖД» и предприятий НП «ОПЖТ».

Открывая заседание, Сергей Кобзев отметил важность сохранения договоренностей и единства при решении совместных задач по вопросу повышения надежности и эффективности использования парка грузовых вагонов.

Первую часть заседания, посвященную  вопросу оценки надежности колесных пар в эксплуатации, возможности изменения предельно допустимой толщины гребней колес грузовых вагонов в эксплуатации открыло выступление Валентина Гапановича.

Он отметил тревожную тенденцию увеличения процента отцепочного ремонта по сравнению с предыдущими годами, подробно остановился на теме динамического моделирования, рассказал о предстоящей совместной работе с АО «Муромский стрелочный завод» по изменению конструкции стрелочных переводов.

Основной темой доклада Михаила Сапетова стала оценка надежности колесных пар грузовых вагонов в эксплуатации. Свой доклад начальник управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры начал с тезисов об общем парке эксплуатируемой техники. Особенно было отмечено сравнение надёжности подшипников РУ1 и РУ1Ш. Кроме того, Михаил Сапетов сосредоточился на обсуждении кассетных буксовых узлов и переходе на синтетические смазки.

Анна Орлова, заместитель генерального директора по научному развитию ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая Вагонная Компания» (член НП «ОПЖТ»), выступила с докладом об эффективности мероприятий, посвященных снижению темпа износа гребней колес в тележках грузовых вагонов. В ее выступлении прозвучало предложение по совершенствованию конструкции тележки и ужесточению нормативов ее содержания в эксплуатации, применению марок стали повышенной твердости совместно со специально подобранными тормозными колодками.

Руслан Шаньгин, главный инженер Управления пути и сооружения Центральной дирекции инфраструктуры рассказал о взаимодействии в системе колесо-рельс при изменении браковочных параметров по толщине гребня. Он выделил возможность принятия решения о пересмотре норматива максимально допустимого износа гребня колеса. После обсуждения участниками заседания доклада было принято решение отправить проект на доработку.

Далее слово было передано руководителю проектов по новым видам продукции АО «Выксунский металлургический завод» (член НП «ОПЖТ») Андрею Камышному, который выступил с докладом по теме технических решений, направленных на уменьшение износа гребней колес. В своем выступлении он коснулся вопросов ресурса колёсных пар, показателей эксплуатационной надежности и др.

Александр Косарев, первый заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» (член НП «ОПЖТ»), выступи с докладом о  влиянии параметров системы «колесная пара — рельсовая колея» на безопасность движения и ресурс взаимодействующих элементов. Также в его докладе прозвучали предложения по актуализации нормативной базы в системе размеров «колесная пара – рельсовая колея», параметры крутизны гребня и др. Участники заседания обсудили предложения докладчика и приняли решение отправить проект на доработку.

Александр Голубятников, генеральный директор ООО «ХЕКСА» (член НП «ОПЖТ») представил исследование о влиянии толщины гребня на уровень напряжений в контактной зоне колеса и рельса.

Рассказал об изменении геометрических размеров колесных пар грузовых вагонов в части снижения критериев браковки по толщине генеральный директор АО «ВНИКТИ» (член НП «ОПЖТ») Валерий Коссов. Докладчик подробно остановился на вопросах  изменения геометрических размеров колёсных пар грузовых вагонов в части снижения критериев браковки по толщине гребня и предложениях по исследованиям для актуализации нормативной базы в системе «колесная пара–рельсовая колея»

Сергей Калетин представил собранию информацию о динамике отцепок вагонов по неисправности тонких гребеней, а так же о жизненном цикле колесной пары.

Помимо этого, Сергей Калетин представил заседанию предложения по установлению нормативов минимально допустимой толщины обода при выпуске грузового вагона из деповского ремонта 27 мм, а также нормативов обточки колесных пар по толщине гребня при использовании для выпуска грузовых вагонов из ТОР 27 мм (для вагонов с оставшимся ресурсом до очередного планового ремонта по пробегу менее 80 тыс. км или по сроку менее 1 года), а также предложения по увеличению межремонтного срока среднего ремонта колесных пар, оборудованных буксовыми узлами с роликовыми подшипниками до 6 лет.

Юрий Бороненко, заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПС (член НП «ОПЖТ»), представил участникам заседания анализ эффекта и рисков от уменьшения допустимой толщины гребня колеса до 24 мм. Кроме того, он презентовал анализ сильных и слабых сторон предлагаемых изменений, анализ эффекта от уменьшения допустимой толщины гребня, а также анализ риска откола гребня и др.

Сергей Петров, начальник головного Центра сварки на транспорте РУТ(МИИТ) (член НП «ОПЖТ») обратился к теме повышения долговечности колес подвижного состава. В своём выступлении он  выделил вопрос деформации рельсошпальной решетки, а так же формирования триботехнического рисунка на гребне колеса и др.

Вторым важным вопросом заседания стали результаты эксплуатации и перспективное повышение надежности эксплуатации колесных пар, оборудованных цилиндрическими подшипниками, подшипниками кассетного и сдвоенного типа.

С докладом о повышении требований к эксплуатации и ремонту буксовых узлов выступил Алексей Васильев, заведующий отделением  АО «ВНИИЖТ». Его выступление также касалось темы деталей подшипников с дефектами, относящимися к основным причинам отказов и путей повышения качества ремонта буксовых узлов с цилиндрическими роликовыми подшипниками

Об опыте эксплуатации кассетных подшипников рассказал Дмитрий Лосев, председатель подкомитета по вагоностроению НП «ОПЖТ». Он затронул проблемы эксплуатации кассетных подшипников и ремонта кассетных подшипников.

Докладчиком по теме повышения надежности работы буксового узла стал Андрей Рогозин, главный инженер АО «ВРК-1» (член НП «ОПЖТ»). Основными положениями его выступления стали сдерживающие факторы повышения надежности работы буксового узла и предложение о проведении комплексных работ по определению причин интенсивного износа гребня колесной пары в процессе эксплуатации и выработки путей их решения, с учетом оказываемого положительного эффекта на работу буксового узла.

Александр Никитин, заместитель генерального директора ООО «СКФ Тверь» (член НП «ОПЖТ») презентовал участникам заседания сервис по кассетным подшипникам для грузовых вагонов с нагрузкой 25т/ось, главная задача которого — снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава посредством инноваций и система мониторинга состояния подшипников и колесных пар SKF Insight

Завершил серию выступлений доклад об актуальных проблемах диагностики неисправностей буксовых узлов грузовых вагонов Владимира Митюшева, главного специалиста ООО «Инфотекс-АТ». Он рассказал о нарушениях торцевого крепления буксовых узлов и проблемах распознавания кассетных букс.

Подводя итог заседания, Михаил Сапетов поблагодарил всех участников мероприятия, а так же отметил важность озвученных в докладах предложений. Вместе с тем он упомянул важность проведения испытаний и наработок перед принятием решения по гребням колёсных пар и буксовых узлов.

Источник: ОПЖТ