09.12.2019

ОВК ждет падения спроса на грузовые вагоны до 2024 года

«Объединенная вагонная компания» (MOEX: UWGN) (ОВК) ожидает падения спроса на рынке грузовых вагонов РФ до 2024 года.

Согласно презентации группы, представленной ее замглавы по коммерции и маркетингу Борисом Мягковым на Национальном промышленном форуме в пятницу, 2019 год станет последним годом «высоких» продаж: по оценкам ОВК, будет реализовано 72 тыс. единиц подвижного состава (в 2018 году - 65,5 тыс., в 2017 году - 55,5 тыс.). Однако уже с 2020 по 2023 год, считает компания, спрос снизится до 37,7 тыс. единиц. Далее будет наблюдаться незначительный рост до 45,7 тыс. в 2026 году, полагает «Объединенная вагонная компания».

«Рынок вагонов достаточно волатильный с определенной цикличностью. 2019 год стал «пиковым» по производству подвижного состава. Предыдущий «пик» был в 2012 году. Мы ожидаем серьезное падение в потребности подвижного состава на внутреннем рынке. Фактически вдвое сократится потребность при том, что суммарно мощности производства в РФ - до 100 тыс. единиц в год», - отметил в этой связи Мягков.

Среди факторов почти двукратного падения потребности в грузовых вагонах к 2024 году ОВК также выделяет снижение списания подвижного состава с истекшим сроком службы, а также ограничение роста перевозок и необходимого парка из-за недостаточных пропускных способностей на перспективных направлениях. Кроме того, технические возможности железнодорожной инфраструктуры в РФ не позволяют массово внедрять вагоны с осевой нагрузкой 27 тонн на ось и выше, добавляет железнодорожный холдинг.

Чтобы предотвратить «кризисные явления» в транспортном машиностроении, необходимо обеспечить рост поставок на внешние рынки, подчеркивает группа. «Мы видим как один из самых важных методов для увеличения выпуска подвижного состава развитие экспортного направления. Работаем практически со всеми региона мира по поставке той или иной продукции», - отметил Мягков.

В частности, «Объединенная вагонная компания» видит потенциал спроса на комплектующие в Северной Америке ($23 млн в год), вагоны - в Европе (до $82 млн в год, причем компания уже поставила технику на $48 млн) и СНГ (до $55 млн в год при допуске сочлененных вагонов с нагрузкой 25 тс; отправлено техники на $35 млн).

В Африке, отмечает ОВК, есть возможности для увеличения поставок до $90 млн в год (заключен пилотный контракт на $10 млн), в Индию - по литью - на $17 млн в год. На Ближний Восток уже поставлено вагонов на $40 млн. Подписано соглашение о локализации на $260 млн, хотя исполнение приостановлено из-за блокировки платежей в связи с санкциями. Планируется участие в тендере ($80 млн) для Трансаравийской железной дороги.

В итоге, если в 2019 году экспорт ОВК ожидает на уровне $53 млн при производстве в $1,2 млрд, то с сохранением существующих мер господдержки он может составить $176 млн к 2024 году. При этом в случае развития существующих и внедрения дополнительных мер поддержки объем экспорта может превысить $300 млн. Для экспорта компания, например, уже разработала модели вагонов под колею 1435 мм: платформа на 22,5 тонн на ось (для ЕС), хоппер на 32,5 тонн на ось (под стандарты США), полувагон на 25 тс.

При этом, говоря об экспорте, Мягков напомнил, что в РФ «действует целый ряд эффективных мер поддержки», и компания ими пользуется, хотя, по ее мнению, их спектр можно было бы расширить. «Союз «Объединение вагоностроителей» сформировал и направил дополнительные предложения в министерство (промышленности и торговли РФ - ИФ), и сейчас они рассматриваются», - сказал он.

«Мы предлагаем внести изменения в постановления правительства по субсидиям на логистику и поддержке корпоративных программ повышения конкурентоспособности, которые не учитывают специфику производства железнодорожного транспорта, в том числе и сроки постановки продукции в производство. Также существуют проблемы при изготовлении продукции на экспорт в части экспортных пошлин на металлопрокат. Есть и ряд предложений по взаимодействию с ЭКСАРом», - добавил топ-менеджер.

«Мы спрогнозировали, как может вырасти экспорт с учетом, если вообще мер поддержки не будет, с учетом действующих мер поддержки, и с учетом дополнительных», - отметил Мягков. В последнем случае в 2020 году «Объединенная вагонная компания» сможет нарастить экспорт до $115 млн, в 2021 году - до $174 млн, в 2022 году - до $238 млн, в 2023 году - до $284 млн, в 2024 году - до $303 млн.

Источник: МИНТРАНС