20.02.2019

ОВК ждет списания 17000 хопперов с истекшим сроком службы

Ставка на предоставление зерновозов, казалось бы, достигла своего максимума на волне высокого спроса на перевозки, возникшего из-за беспрецедентного урожая 2017 года. Однако выбытие вагонов по срокам эксплуатации может вызвать новый виток роста спроса на зерновозы.

Ставки аренды на хопперы-зерновозы в 2018 году превышали уровень 2 тыс. руб. в сутки за вагон. Причина ажиотажного спроса – в активной продаже зерновых на экспорт на фоне рекордного урожая 2017 года и роста мировых цен на зерно в прошлом году. Изменилась и логистика перевозок. Так, в прошлом году отгрузку зерна на международные рынки осуществляли удалённые от портов регионы, экспорт из которых годом ранее был на минимальном уровне. В 2018 году среди таких экспортёров Омская (около 500 тыс. тонн отправилось по железной дороге), Новосибирская (400 тыс. тонн) и Самарская (350 тыс. тонн) области, а также Татарстан (200 тыс. тонн) и Алтайский край (150 тыс. тонн). И если рост погрузки в 2018 году составил 22%, то грузооборот вырос в полтора раза, что и объясняет дополнительную потребность в вагонах-зерновозах.

В краткосрочной перспективе на рынке отсутствуют предпосылки для резкого роста ставок – урожай будущего сезона планируется не таким значительным, а текущие запасы аграриев ниже прошлогодних почти на 30%. Однако росту спроса может способствовать списание подвижного состава будущих периодов. Так, в ближайшие пять лет истечёт срок службы почти у 17 тыс. вагонов. Владельцы парка уже сейчас планируют закупки новых вагонов, поэтому дефицита подвижного состава, надеемся, удастся избежать. Вместе с тем с приобретением вагонов вырастет кредитная нагрузка на парк, что приведёт к увеличению арендных ставок.

Оборот вагонов хопперов-зерновозов превышает 20 суток, что связано с участием в перевозках значительного количества устаревших вагонов. Такие вагоны чаще попадают в ремонт и дольше в нём простаивают. Кроме того, уже окупившие себя вагоны зачастую используются неэффективно, в том числе для перевозки незерновых грузов. С уходом таких вагонов с сети РЖД оборот подвижного состава сократится автоматически, а с совершенствованием логистики перевозок возможно и дополнительное сокращение.

Некоторые операторы проводили своего рода эксперименты, перевозя зерновые грузы в полувагонах и контейнерах. Однако снижение спроса на зерновозы маловероятно, поскольку эффект от использования хоппера нового поколения настолько велик, что его эксплуатация не требует изобретения дополнительных сложных схем перевозок, задействуя альтернативный подвижной состав. К примеру, на сегодняшний день на рынке попросту нет лишних полувагонов для перевозки зерновых грузов. С контейнерами также ситуация очень непростая, поскольку погрузочная инфраструктура изначально заточена под использование хопперов. Таким образом, редкое использование альтернативного парка для перевозки зерна вряд ли как-то повлияет на ставку на предоставление зерновозов.

Источник: ГУДОК