30.06.2020

ОВС, СОЖТ и производители вагонов против введения антидемпинговой пошлины на колеса

В минувший четверг в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в формате видеоконференции состоялось совещание по вопросу возобновления действия антидемпинговой пошлины на стальные цельнокатаные колёса (ЦКК) с 3 июня 2020 года. Представители бизнеса отмечают, что время дефицита цельнокатаных колёс прошло и уже к концу этого года предложение превысит спрос, тогда как действие пошлины может поддержать завышенную стоимость продукции.

Как рассказал «Гудку» исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС) Евгений Семёнов, российские потребители ЦКК не борются за возобновление действия антидемпинговой пошлины или её отмену, а беспокоятся из-за возможного роста стоимости колёс, произведённых на российских предприятиях.

«Как уже показала практика, существуют риски, что действие антидемпинговой меры в размере 34,22% от таможенной стоимости цельнокатаных колёс для поставщиков из Украины может снова привести к росту цен на цельнокатаные колёса на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), – рассказал Евгений Семёнов. – В период действия пошлины в размере 34,22% с апреля 2018 года по август 2019 года произошёл более чем двукратный рост цен на ЦКК на территории России – с 35–40 тыс. руб. (без НДС) до 100–105 тыс. руб. (без НДС) за единицу. Данное удорожание спровоцировало увеличение себестоимости производства новых вагонов – примерно плюс 500 тыс. руб. за вагон».

«Мы ожидаем, что уже в этом году предприятия смогут полностью покрыть спрос на цельнокат, имеющийся на рынке, – рассказал «Гудку» вице-президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Владимир Матюшин. – Рынок должен быть открытым, без создания искусственных барьеров. Сейчас, когда дефицит преодолён, никакие барьеры точно не нужны. Без них рынок станет более прогнозируемым, потенциальные покупатели смогут заранее договориться о поставках нужного им количества цельнокатаных колёс от угодного им производителя».

Против пошлин выступают и российские операторы. Как отмечается в письме Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) от 20 мая в адрес первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева и главы Минэкономики РФ Максима Решетникова, с 2015 года цена на цельнокат выросла более чем в четыре раза, достигая в 2019 году 90–100 тыс. руб. за штуку. Сейчас цены на цельнокатаные колёса превышают уровень 2015 года почти в три раза (65 тыс. руб.).

Согласно позиции СОЖТ, действие пошлины приведёт к росту цен на цельнокат на российском рынке или же будет поддерживать завышенную стоимость продукции, «что недопустимо в условиях глубокого кризиса, падения объёмов грузовых железнодорожных перевозок (до 11% в 2020 году по прогнозам Минтранса РФ), снижения объёмов транспортного машиностроения, выручки и финансовой стабильности грузовладельцев и транспортных компаний».

По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2020 году дефицит цельнокатаных колёс в России на рынке комплектующих резко сменится профицитом. Ожидается, что по итогам года спрос на колёса будет отставать от предложения на 23%, а в 2021 году невостребованными будут 31% предложения, включающего как производственные мощности России, Украины и Казахстана, так и импорт из Китая.

По словам заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, мощности российских, украинских и казахстанских производителей и импортёров цельнокатаных колёс в 2020 году позволят поставить на рынок до 1,9 млн колёсных дисков, в то время как спрос на них составит менее 1,5 млн. В 2021 году предложение может составить до 2,1 млн, а спрос останется практически на уровне 2020 года. Таким образом, избыточное предложение в 2020 году составит ориентировочно 439 тыс. единиц, в 2021 году – до 660 тыс.

По оперативным данным ОПЖТ, по состоянию на 19 июня этого года рынок цельнокатаных колёс стран ЕАЭС составил 805 482 единицы, что на 5,9% меньше, чем год назад (856 758 колёс).

Как рассказал «Гудку» советник отдела Департамента промышленной политики ЕЭК Денис Кучерявцев, в начале июня завершилось повторное антидемпинговое расследование в отношении стальных цельнокатаных колёс из Украины, главным выводом которого стало отсутствие оснований для дальнейшей приостановки применения антидемпинговой меры. Так, по итогам расследования установлено, что во второй половине 2019 года и I квартале 2020 года проблема с поставками со стороны производителей ЕАЭС была разрешена за счёт увеличения мощностей российских производителей и выхода на рынок ТОО «Проммашкомплект» (Казахстан). Кроме того, дополнительно к импорту из Украины спрос начал удовлетворяться поставками из Китая. «В настоящий момент ситуация со стоимостью продукции стабилизировалась, наметились предпосылки к появлению профицита колёс на рынке и снижению цен в 2020–2021 годах», – отмечается в выводах расследования.
«В АО «Объединённая металлургическая компания» (ОМК) согласны с выводами Евразийской экономической комиссии об отсутствии дефицита цельнокатаных колёс на рынке ЕАЭС, – рассказал «Гудку» руководитель пресс-службы ОМК Павел Таран. – Поэтому мы считаем, что оснований для продолжения приостановления действия антидемпинговой пошлины нет».

С этой точкой зрения не соглашаются вагоностроители. Как рассказал «Гудку» Евгений Семёнов, возобновление применения антидемпинговой меры должно было происходить исключительно при условии реализации детально проработанного комплекса мер, обеспечивающего недопущение роста стоимости ЦКК российских производителей выше экономически обоснованного уровня.

«Такой комплекс мер может включать в себя следующие шаги: утверждение на федеральном уровне методики расчёта справедливой цены на цельнокатаные колёса на российском рынке с учётом базового уровня цен I квартала 2016 года и показателей инфляции, введение государственного регулирования цен российских производителей ЦКК, занимающих доминирующее положение на рынке, организацию в рамках госрегулирования мониторинга цен на ЦКК на внутреннем рынке и сравнение с мировыми ценами крупнейших производителей, разработку и реализацию мер господдержки предприятий железнодорожного машиностроения в форме субсидирования дополнительных затрат на закупку ЦКК у внутренних производителей в случае установления цены продажи цельнокатаного колеса выше справедливой цены, рассчитанной по утверждённой методике. К сожалению, наши пожелания не были учтены в ходе повторного антидемпингового расследования».

«Сейчас планируется, что действие пошлины на колёса из Украины продлится до окончания пятилетнего срока – до 21 января 2021 года», – пояснил Денис Кучерявцев.

По итогам совещания ЕЭК дополнительно проанализирует позиции сторон и сформирует предложение относительно целесообразности сохранения или отмены антидемпинговой пошлины на цельнокатаные колёса, происходящие из Украины. На момент выхода материала в печать дату оглашения предложения «Гудку» в ЕЭК не назвали.

Напомним, пошлина на украинские цельнокатаные колёса впервые была введена в январе 2016 года в размере 4,75% сроком на пять лет. В апреле 2018 года ЕЭК увеличила пошлину до 34,22% после обращения ОМК и «Евраза», утверждая, что украинский поставщик применяет недобросовестную конкуренцию на рынке. Однако российские поставщики не смогли справиться с высокими объёмами поставки своей продукции, а также повысили цены на комплектующие, вследствие чего летом 2019 года из-за дефицита цельноката ЕЭК приостановила действие пошлины. Тем не менее ожидаемого снижения цен на колёса после такого решения не произошло, а на рынке образовался профицит комплектующих. С 3 июня этого года действие антидемпинговой пошлины возобновлено.

Источник: ГУДОК