11.02.2020

Ожидается дальнейшее снижение перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом

В ситуации со снижением погрузки нефти и нефтепродуктов на сети российских железных дорог по итогам 2019 года сыграли роль два фактора. Первый – это некоторое снижение объемов переработки нефти и производства нефтепродуктов, которые составляют основу грузооборота нефтяных грузов по железным дорогам. Второй фактор – это развитие трубопроводной сети, в частности, трубопроводной системы «Юг», которая принимает к перевозке объемы, ранее поставляемые по железным дорогам.

В разговоре о конкуренции видов транспорта следует также выделить морской и речной транспорт, которые также укрепляют свои позиции по сравнению с железнодорожным. К примеру, поставки российского газового конденсата потребителю и на экспорт традиционно осуществлялись по железным дорогам, однако новые арктические проекты используют для этого морские пути.

Значительным фактором, отрицательно влияющим на конкурентоспособность железнодорожного транспорта, является перекрестное субсидирование между различными категориями грузов. За счет завышенных тарифов на нефтяные товары субсидируются перевозки угля. Таким образом, тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов искусственно утяжеляются по сравнению с другими видами транспорта, которые укрепляют свои конкурентные позиции.

При этом развитие железных дорог не синхронизировано с модернизацией нефтепереработки. В результате можно ожидать дальнейшего снижения перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. В частности, это относится к мазуту, производство которого будет замещаться светлыми нефтепродуктами, в частности, дизельным топливом. Перевозка дополнительных объемов дизельного топлива будет осуществляться, в основном, трубопроводным транспортом вместо железных дорог, по которым перевозится мазут.

Автор:Сергей Ежов, главный экономист VYGON Consulting

Источник: РЖД-Партнер