Рабочий парк в 2018 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 4,3%. Рост отмечен по всем основным видам подвижного состава. Больше всего прибавилось платформ (+21%) и рефрижераторов (+37,7%). Ранее в этом сегменте наблюдалось сокращение рабочего парка из-за ускоренного списания старого подвижного состава. На сети возник дефицит, что и объясняет повышенный интерес именно к этим двум типам подвижного состава.
Количество используемых на сети полувагонов увеличивалось, наоборот, умеренными темпами: этот сегмент вырос всего на 5%, несмотря на то, что на отдельных направлениях полувагонов под погрузку явно не хватало. Тем не менее, по словам экспертов, от увеличения закупок операторов сдерживали два фактора: опасения столкнуться с профицитом парка и дороговизна полувагонов. Поэтому часть операторов в 2018 году отказались от планов по приобретению дополнительного количества полувагонов, переключив свое внимание на специализированный подвижной состав.
Исключение из правила составили цистерны. Их в целом стало курсировать на сети на 2,5% меньше. В первую очередь сокращения коснулись цистерн для перевозки нефти и темных нефтепродуктов.
Уголь согрел дорогу
Каменного угля за январь – сентябрь 2018 года погружено 276,3 млн т (+5,1% к аналогичному периоду 2017 г.). Рост по данной номенклатуре продолжился, несмотря на прогнозы скептиков. Они оправдались лишь в той части, что положительная динамика погрузки угля в сентябре немного замедлилась.
Как отметили в ОАО «РЖД», благоприятная макроэкономическая ситуация для экспорта угля по-прежнему сохраняется. Его активно вывозили как через российские морские порты, так и через сухопутные погранпереходы. Под перевозку этой номенклатуры четко отлажена технология. На маршрутах используются вагоны повышенной вместимости, что позволяет перевозить по той же инфраструктуре почти на 9% больше, чем при погрузке в обычный подвижной состав, уточнили в АО «Первая тяжеловесная компания». Ведь в вагоне с осевой нагрузкой 25 тс размещается 69 т, а при 27 тс – 75 т. По данным других операторов, перевозки в них особенно эффективны на дальних маршрутах с высоким коэффициентом порожнего пробега. Под эти параметры угольные маршруты как раз подходят.
Необходимо отдать должное ОАО «РЖД»: в технологиях перевозок угля в 2018 году удалось найти дополнительные резервы, чтобы как можно больше его отправлять на экспорт. Как подчеркнул генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, железные дороги создают необходимые условия для развития топливно-энергетического комплекса России. На это нацелено обустройство инфраструктуры и совершенствование перевозочного процесса.
В качестве примера можно привести вывоз угля со станции Заозерная Красноярской дирекции управления движением, через которую вывозят сырье с разреза «Бородинский» (ОАО «СУЭК»). Изменение технологий смены локомотивных и бригад и формирования составов позволило в текущем году ускорить сортировку. Угольный маршрут в итоге меньше стоит на станционном пути. Благодаря этому на нем ежесуточно удается сформировать дополнительный порожний маршрут, прибывающий под погрузку.
Подобного рода оптимизация технологий затронула и другие места отправки угля. В результате перевозки грузов топливно-энергетического комплекса занимают в 2018 году почти половину объема погрузки Российских железных дорог и обеспечивают около 60% грузооборота.
При этом в ОАО «РЖД» исходят из убеждения, что в 2018–2025 гг. грузопотоки продукции ТЭК могут удвоиться – в основном за счет стран АТР. И под них строят обширные планы, существенная часть которых связана с обеспечением вывоза угля из Кемеровской области.
В правительстве РФ призвали железные дороги, угольщиков и стивидоров скоординировать работу по наращиванию экспорту угля, что сейчас и происходит. Правда, при этом параллельно была выдвинута идея, которая могла спутать планы угольщиков: помощник президента РФ Андрей Белоусов предложил изъять 500 млрд руб. сверхприбыли у крупных российских экспортеров, получивших выгоду от роста цен на их продукцию и ослабления рубля (увеличение НДПИ или введение экспортных пошлин).
Речь шла прежде всего об угольщиках и металлургах. Против этой идеи высказались министр экономического развития РФ Максим Орешкин, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. А президент РСПП Александр Шохин заявил, что такая мера снизит капитализацию фондового рынка РФ на 3 трлн руб. и негативно отразится на инвестиционной деятельности предприятий. В итоге идея увеличения налоговой нагрузки на экспортеров была отложена.
Сталь играет мускулами
Погрузка черных металлов за 9 месяцев 2018 года выросла до 58,8 млн т (+9,9%). И это необычно высокий скачок, который вызван целым рядом причин.
На ключевые из них указали Deloitte в «Обзоре рынка черной металлургии»: это сокращение сталелитейных мощностей в Китае на 20% и оживление в строительном секторе РФ. Первый фактор способствовал увеличению экспорта в страны АТР, а второй – росту внутренних перевозок черных металлов на сети РЖД. Их также подстегнуло сокращение импорта металлопроката из Украины, который снизился почти в 4 раза из-за увеличения пошлины на его ввоз.
Прибавку погрузки обеспечило также строительство Крымского моста и потребность в металле в связи с заказом на трубы большого диаметра для магистральных газопроводов. Кроме того, следует учитывать, что в 2016–2017 гг. металлургия испытала спад. Поэтому нынешняя динамика погрузки на сети РЖД во многом объясняется низкой базой и по сути восстановлением утраченных в предыдущий период позиций, отмечают эксперты. При этом нельзя сказать, что проблема перепроизводства решена, но текущее состояние отрасли можно считать относительно благоприятным, отметил представитель «Северстали».
Сыграла свою роль, по мнению представителя компании «Пилигрим», и ошибка, допущенная в прошлом году металлотрейдерами: они, опасаясь перепроизводства с учетом опыта 2016 года, уменьшили весенние закупки и позднее были вынуждены пополнять складские запасы. Ведь спрос на прокат, арматуру, швеллер, уголок и балки в строительный сезон оказался выше ожидаемого, несмотря на то, что металл сильно подорожал, отметил коммерческий директор ООО «Норд Металл» Алексей Кириченко.
Все, что выросло, – на экспорт
В январе – сентябре 2018 года железными дорогами погружено 20 млн т зерна, что на 36,9% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Сказалось влияние предоставленных на сети РЖД пониженных коэффициентов для вывоза урожая из дальних регионов на экспорт через отечественные морские порты.
Правда, в последнее время размер скидки к тарифу ОАО «РЖД» сократился – как и список субъектов РФ, на которые распространяется такая мера. Соответственно, резко уменьшилась и динамика прироста погрузки зерна: еще летом этот показатель держался на уровне +73%. Нынешний урожай, по словам заместителя председателя правительства РФ по сельскому хозяйству Алексея Гордеева, в итоге оказался ниже прогнозов, что вынудило несколько охладить пыл экспортеров.
Летом, по данным вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, мощностей терминалов Юга и Северо-Запада РФ для вывоза зерна не хватало. Поэтому пришлось увеличить погрузку и через погранпереходы – в сторону портов стран Балтии, где предоставили к тому же сквозной тариф (железная дорога плюс порт). Однако в сентябре грузопотоки в этом направлении увяли.
Расширение посевов и стремление аграриев повысить урожайность зерна и сельхозкультур привели также к прибавке погрузки минудобрений – до 44,2 млн т (+4%).
Из номенклатур, которые обеспечили прибавку в погрузке, следует также отметить лес. Его перевозки за 9 месяцев 2018 года увеличились до 34,7 млн т (+4%). Результат мог быть и выше, но предприятия ЛПК столкнулись с нехваткой платформ. Некоторые попытались было заместить дефицит полувагонами, но и с их подачей под погрузку возникли проблемы.
Холодный прием
Следует особо отметить, что по ряду номенклатур железные дороги продолжали терять объемы погрузки. Прежде всего это касается строительных грузов, цемента, машин и оборудования, продовольствия: за 9 месяцев 2018 года их погружено меньше – от -2% до -8%.
А рекордсменом в плане падения погрузки стали сельхозмашины – минус 12%, несмотря на то, что, по данным Forbes, производство сельскохозяйственной техники в России растет на протяжении последних 5 лет. Увеличить объемы производства сельхозтехники в несколько раз удалось во многом благодаря программе господдержки, позволяющей приобрести продукцию национальных предприятий на 15–20% дешевле заводской цены.
Правда, в 2018 году часть аграриев не могла получить льготные кредиты. Это привело к сокращению выпуска зерноуборочных комбайнов, плугов и борон. Тем не менее выпуск других видов техники вырос в диапазоне от 0,5 до 46%, а производство самоходных опрыскивателей-разбрасывателей увеличилось в 2,1 раза. И это заставляет задуматься о том, почему сельхозмашины не повезли по железным дорогам.
За 8 месяцев 2018 года, несмотря на рекордную путину, перевозки рыбы с Дальнего Востока снизились на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не лучше оказалась динамика и в сентябре текущего года. По словам заместителя руководителя Росрыболовства Петра Савчука, на сети РЖД сохранились сложности с предоставлением под погрузку рефсекций, а перевозки морепродуктов в рефконтейнерах стоят дороже. Уходят с железных дорог и другие виды продовольствия.
В навигационный сезон сеть РЖД упустила еще и часть грузопотоков на водные дороги. Стоит отметить, что такой показатель, как погрузка на сети РЖД с перевалкой с водного транспорта, в 2018 году резко ухудшился. Снижение к отчетным данным прошлого года – порядка -82%. Это означает, что смешанные цепочки «река – железная дорога» все меньше интересуют клиентов. При возможности они отправляют по воде с перекладкой потом на автотранспорт.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности