20.08.2020

Перевозки щебня в думпкарах могут составить конкуренцию автотранспорту

Сегодня в структуре погрузки Октябрьской железной дороги строительные грузы, среди которых лидирует щебень, занимают 30%. При этом для карьеров Карелии и Ленинградской области это не предел. При согласовании объемов и наличии контрактов они могут значительно увеличить этот показатель.

Сегодня принято считать, что при перевозках щебня на коротких и средних расстояниях железная дорога проигрывает автотранспорту в скорости и рентабельность перевозок. Но эту ситуацию можно изменить, если перевозить его не в полувагонах, а в думпкарах, используя закольцованные маршруты. Их эффективность была не раз продемонстрирована при перевозках с карьеров Карелии. Полувагон на коротком плече менее эффективен, чем думпкары в вертушках. Если предложить рынку решения по перевозке в думпкарах, это может быть экономически выгодным и снимет часть нагрузки с автодорог.

Ключевым вопросом в эффекте использования думпкаров является тарифообразование. Участники рынка, например отраслевые ассоциации, могли бы взять на себя инициативу по внесению изменений в тариф на перевозку строительных грузов в специализированном подвижном составе, чтобы при более дорогом думпкаре себестоимость перевозимого груза не была выше, чем в полувагонах. Возможно, нужен инвестиционный тариф для стимулирования покупки специализированного парка заинтересованными участниками рынка.

Еще одним способом повышения эффективности железнодорожных перевозок щебня может стать создание хабов для его распределения в мегаполисах. Учитывая бурный рост городов и уменьшение количества грузовых станций в пределах городской черты, а также отсутствие необходимой инфраструктуры для приема и разгрузки крупных отправительских маршрутов у большинства грузополучателей, хабы могу послужить базой для консолидированного завоза щебня полувагонами. Доставлять груз на последней миле можно с помощью автотранспорта или вертушками из думпкаров. Но при реализации таких проектов также необходимо решить тарифный вопрос, связанный с переломом тарифного расстояния.

Источник: РЖД-Партнер