По оперативной информации, погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» в октябре 2025 года составила 96,9 млн тонн, что на 0,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Грузооборот за октябрь 2025 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,3% и составил 212,8 млрд тарифных тонно-км, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 4,9% и составил 263,9 млрд тонно-км. Погрузка за январь – октябрь 2025 года, по оперативным данным, составила 927,1 млн тонн, что на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Железными дорогами погружено:
- каменного угля – 268,8 млн тонн (-1,7% к январю – октябрю 2024 года);
- кокса – 8,2 млн тонн (-16,9%);
- нефти и нефтепродуктов – 163,4 млн тонн (-5,3%);
- руды железной и марганцевой – 89,7 млн тонн (-1,1%);- черных металлов – 42,3 млн тонн (-17,1%);
- лома черных металлов – 6,3 млн тонн (-33,6%);
- химических и минеральных удобрений – 58,5 млн тонн (+4,7%);- лесных грузов – 21 млн тонн (-5,4%);
- зерна – 20,4 млн тонн (-21,1%);
- строительных грузов – 84,9 млн тонн (-11,9%);- химикатов и соды – 16,7 млн тонн (-4,9%);
- промышленного сырья и формовочных материалов – 22,6 млн тонн (-18,6%);
Грузооборот в январе – октябре 2025 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,1% и составил 2063,6 млрд тарифных тонно-км, грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время уменьшился на 0,7% и составил 2560 млрд тонно-км.
Основным драйвером роста на текущий момент является каменный уголь, погрузка которого по отношению к октябрю 2024 г. выросла на 8,8%, что может быть связано с увеличением экспортных отправок данной продукции. Косвенно об этом говорит и увеличение грузооборота по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года.
В части строительных грузов продолжается тенденция сокращения отставания погрузки данной продукции от показателей 2024 г. Так, если за 3 месяца было погружено на 23,3 меньше строительных грузов, чем в 2024 г., то за 1 полугодие отставание составляло 19,5%, за 9 месяцев 13,1%. За январь-октябрь уже -11,3%, что может быть связано с продолжением реализации отложенного спроса на перевозки данной продукции, накопленного за 1 полугодие.
В части продукции черной металлургии за 10 мес. погружено на 17,1% меньше грузов, чем в 2024 г., что сопоставимо с темпами за 10 мес. 2024 г. При этом, по оценке ИПЕМ, производство продукции черной металлургии (включая как первичные формы, так и готовый прокат) снизилось значительно меньшими темпами. Как следствие, часть произведенной продукции могла перейти на альтернативные виды транспорта.
Темпы снижения каменноугольного кокса продолжают нарастать. За 3 месяца 2025 г. погрузка на 10% отставала от значений 2024 г., за 1 полугодие отставание увеличилось, до 14%. За 9 мес. было погружено на 16,2% меньше кокса, в текущем периоде (январь-октябрь) отставание уже -16,9%. Темпы снижения погрузки каменноугольного кокса также превышают темпы снижения производства, но при этом соотносятся с динамикой производства (-4% за 3 месяца, -6% за первое полугодие, -6,7% за 8 месяцев).
Инфографика: АНО «Институт проблем естественных монополий».Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности