19.11.2019

Предложение об увеличении ставок увеличит затраты грузоотправителей на обработку порожнего подвижного состава

Предложение о введении повышающего коэффициента на отстой профицитных вагонов и понижающего – на отстой дефицитных представляется нам плохо проработанным со всех точек зрения.

Ставки на отстой вагонов на путях общего пользования сегодня настолько велики, что трудно найти компанию, которая добровольно бы отстаивала свои вагоны на путях ОАО «РЖД». Все используют для этого пути необщего пользования. Для сравнения: на 44-й день нахождения вагонов на путях общего пользования с целью отстоя размер платы за такое нахождение будет составлять чуть более 4 тыс. руб. в сутки, что в 22 раза выше, чем в среднем по России при нахождении на путях необщего пользования. Таким образом, ставки для отстоя вагонов на путях общего пользования не предполагают оказание этой услуги АО «РЖД» владельцам вагонов. Какой смысл увеличивать ставки за отстой, когда они и так чрезмерно завышены с целью перекладывания этого вида деятельности на владельцев путей необщего пользования?

К отстою на путях общего пользования клиенты ОАО «РЖД» прибегают в вынужденном порядке. Например, когда по причинам технологического или коммерческого порядка получатели не могут принять весь объем пришедших под погрузку вагонов: это может быть и сгущенная подача порожних вагонов, и поломки оборудования на путях клиента, а также внезапные сложности c продажей готовой продукции. В таких случаях прибывшие под погрузку вагоны, которые нельзя разместить на путях, клиенты ставят на отстой на путях РЖД.

Таким образом, предложение ИПЕМ об увеличении ставок не создаст новые барьеры к закупке вагонов, а увеличит затраты грузоотправителей на обработку порожнего подвижного состава, ведь их проблемы с приемом и отправкой на свои пути вагонов никуда не денутся независимо от размера вагонного парка в стране.

Это решение направлено исключительно на повышение нормы прибыли ОАО «РЖД» за счет грузоотправителей и операторов. Хорошим фоном здесь служат массовые заявления перевозчика и ангажированных экспертов о все возрастающем парке вагонов.

Новые вагоны по-прежнему будут выпускаться, вытесняя с рынка перевозок грузовые вагоны с устаревшими характеристиками. Так это происходит на рынке перевозки угля. Лишние вагоны, то есть те вагоны, для которых не хватает грузовой базы, будут либо находиться в длительном отстое на путях необщего пользования, либо будут утилизированы, и решение о повышении ставок на отстой вагонов на инфраструктуре ни на что не повлияет.

А вот владельцы путей необщего пользования при повышении спроса на отстой вагонов поднимут свои ставки на данную услугу. Все расходы на отстой вагонов ложатся на операторов. И операторы вынуждены будут лишние вагоны, требующие дорогостоящего ремонта, досрочно утилизировать.

Андрей Соболев, председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава

Источник: РЖД-Партнер