25.01.2019

Производство вагонов в России: от роста к стабилизации

На фоне роста спроса на вагоны вагоностроители значительно увеличили цены. Оживлению вагоностроителей и всего рынка в целом способствовал значительный рост погрузки, однако уже в 2019 году по ключевым сегментам рынка потенциал может быть исчерпан — пишет заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в статье для журнала «Время ОВК».

Основные тренды 2018 года в вагоностроительной отрасли: оценка ИПЕМ

По оценкам нашего института, российские машиностроители по итогам 2018 года произведут 65-67 тыс. грузовых вагонов, что на 12-15% больше, чем в прошлом году. Напомню, что тренд на увеличение объемов производства начался в последние месяцы 2017 года, а ему предшествовал взрывной рост ставок операторов на фоне рекордных темпов роста погрузки последних лет. Погрузка продолжает расти и в этом году, а результаты опроса ИПЕМ, который был в ноябре проведен на конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», показали, что несмотря на умеренность ожиданий в ОАО «РЖД» (+1,5% рост погрузки в 2019 году) участники рынка ждут сохранения набранных темпов (+2,6%).

Такая положительная динамика, конечно же, вселяет в вагоностроителей оптимизм. Рост спроса закономерно позволил повысить цены на вагоны, причем выше уровня инфляции. Так, по оценкам ИПЕМ, за 9 месяцев 2018 года средневзвешенная стоимость вагона выросла на 11% - с 2,5 до 2,8 млн рублей за вагон. Хотя основным фактором выступил повышенный спрос, увеличилась и затратная часть, в чем основную роль сыграло удорожание комплектующих – по отдельным позициям (в частности, колеса цельнокатаные, оси) в полтора раза за последний год.

Прогноз ставок предоставления (до 2021 года) и обновления парка (до 2030 года)

Однако, по нашему мнению, будущее не столь безоблачно. С одной стороны, на протяжении 2019-2030 годов ожидается массовое плановое списание старых вагонов: «под нож» пойдет 325,6 тысяч вагонов или 29,5% от текущего парка. По большинству родов вагонов активизация списания ожидается уже в ближайшей перспективе (до 2024 года), по цистернам - с 2025 года, а по полувагонам - с 2026 года. Особенно острой проблема обновления парка является для владельцев и операторов зерновозов (76% от текущего парка), крытых вагонов (68%), фитинговых платформ (62%) и полувагонов (58%).

В целом мы ожидаем, что общая потребность в закупке составит порядка 400-550 тысяч вагонов в зависимости от сценариев объема перевозок. Для рынка столь значительные инвестиции обойдутся в сумму от 1,1 до 1,5 триллионов рублей.

С другой стороны, у этих, на первый взгляд, значительных цифр есть нюансы. Так, при равномерном распределении на 12 лет ежегодная потребность в обновлении парка в среднем будет составлять 45 тысяч вагонов в год, что значительно ниже позитивных для отрасли 2017-2018 годов. Конечно же, есть и неравномерность: например, по оценкам ИПЕМ, в 2019 году закупки полувагонов могут составить 35-45 тысяч единиц. Это практически четверть всей потребности в полувагонах до 2025 года. Такие темпы могут уже в следующем году привести к возникновению профицита в местах массовой погрузки, снижению ставок и, соответственно, ограничению инвестиционных возможностей у операторов. Не стоит забывать и существенной зависимости текущих ростов грузовой базы от внешнеэкономической конъюнктуры, которая порой может меняться в один момент.

Источник: ИПЕМ