19.09.2024

Риски перегрева в сфере производства грузовых вагонов

За 8 месяцев 2024 года производство грузовых вагонов увеличилось на 20,4% – с 39,6 в 2023 году до 47,7 тысяч единиц в этом году. Об этом заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии». 

Рост производства по типам вагонов оказался крайне неравномерным:
•  производство полувагонов выросло на 50%;
•  выпуск платформ упал на 33%;
•  производство цистерн выросло на 47%;
•  производство хопперов выросло на 9%.

За указанный период число грузовых вагонов, находящихся в эксплуатации, выросло на 39 тысяч единиц – до 1,367 млн вагонов. 

«Доходность оперирования полувагонами за последние три года сократилась в 1,5 раза. При этом расходы операторов постоянно возрастают. Также, наблюдается рост ставок лизинга, цен на новые вагоны, стоимости ремонтов, стоимости запчастей, административных расходов, расходов на персонал, дефицит кадров. Можно прогнозировать дальнейшее ухудшение технологических показателей работы парка на фоне сокращения доходности оперирования», - заявил В. Савчук.

По его мнению, существуют риски перегрева в сфере производства грузовых вагонов. 

«В последние шесть лет темпы роста парка грузовых вагонов более чем в 10 раз опережали темпы роста грузооборота. Значительное списание парка ожидается только после 2031 года. Высокая цена на новые вагоны на фоне снижения доходности оперирования парком увеличивает сроки окупаемости или делает производство вагонов нерентабельными», - подчеркнул В. Савчук.

Это приводит к сокращению инвестиций в производство и переходу к закупкам по необходимости. Также, продолжается тренд на укрупнение потенциальных заказчиков новых вагонов. По мнению В. Савчука, необходимо учитывать риски сокращения спроса на новые вагоны при улучшении их технологических показателей работы. Все эти факторы формируют вместо «рынка продавца» «рынок покупателя».

Фото: Виталий Невар. ТАСС

Источник: ИПЕМ