Доля грузовых вагонов с нагрузкой 25 тс на сети РЖД стабильно увеличивается. Все чаще заказчики отдают предпочтение именно им, ведь такой подвижной состав способен везти на 7-9% больше груза, служит дольше и имеет ряд других преимуществ.
После приобретения новых вагонов столь же важным, как их технические характеристики, становится вопрос их безотказной эксплуатации, надежного и гарантированного сервисного обслуживания. «РМ Рейл» сертифицировала инновационную тележку собственной разработки модели 18-9891 с нагрузкой 25 тс весной 2023 года. Проект подготовки ее ремонтного сервиса стартовал задолго до получения сертификата.
Точка отсчета — Волховстрой и Мурманск
Первая партия хопперов-минераловозов на новой тележке отправилась на подконтрольную эксплуатацию в январе 2024 года по маршруту Апатиты — Пикалево Октябрьской железной дороги. Именно этот участок, точнее, два расположенных неподалеку ремонтных депо — Волховстрой и Мурманск, принадлежащих «Новой вагоноремонтной компании» (НВРК), и стали экспериментальной площадкой для реализации пилотного проекта создания специализированных сервисных центров по обслуживанию вагонов на тележке 18-9891.
Первым этапом стало создание базы комплектующих и запчастей, подлежащих замене в рамках текущего отцепочного ремонта ходовой части. Поскольку тележка полностью изготавливается на литейном заводе «ВКМ-Сталь», входящем в периметр «РМ Рейл», формирование ремкомплектов в нужном количестве и их отправка на места были выполнены в сжатые сроки. Специалисты «РМ Рейл» выезжали в ремонтные депо, с представителями которых совместно определили места хранения запчастей и лиц, ответственных за их хранение.
Параллельно шло формирование программ и методик обучения работников эксплуатационных и ремонтных предприятий, разработка регламентов взаимодействия предприятий и служб. К сентябрю 2023 года были обучены первые 50 человек, в течение года количество обученных достигло 800 человек. В их числе — руководители эксплуатационных депо, мастерской состав, технические специалисты и слесари-ремонтники вагоноремонтных предприятий. Соответственно, все технологические процессы были занесены в нормативную базу ремонта и эксплуатации.
Сергей Разницын, начальник отдела сопровождения жизненного цикла «РМ Рейл Инжиниринг»:
«Первый этап проекта позволил нам разработать алгоритм создания сервисного центра по обслуживанию наших инновационных тележек на базе действующего вагоноремонтного предприятия компании НВРК. Вагоноремонт, как и вагоностроение, достаточно консервативная сфера, и каждое нововведение требует огромного количества разрешительной документации и согласования ряда контролирующих органов, внесения изменений в уже имеющиеся регламенты, технические условия и конструкторскую документацию. Считаю, что команда “РМ Рейл” с поставленной задачей справилась: за год с небольшим мы создали эффективную рабочую схему для ее дальнейшего тиражирования на сети железных дорог.
Раскрою закулисье проекта. На начальном этапе, когда задача организации системы сервисного обслуживания вагонов на новой тележке только была поставлена, рассматривался вариант создания выездных бригад. Насколько мне известно, одна из вагоностроительных компаний несколько лет назад пыталась реализовать такую схему. Но уже при ближайшем рассмотрении стало очевидным, что этот вариант абсолютно нерабочий. Долго, дорого, неэффективно. Вариант, предложенный нами, устроил всех: “РМ Рейл” как производителя инновационного подвижного состава, вагоноремонтные предприятия, непосредственно гарантирующие сервисное обслуживание, а, главное – собственников вагонов, наших клиентов.
Кстати, отмечу, что до сих пор ни ремкомплекты, ни навыки по ремонту инновационных тележек не потребовались: вагоны «РМ Рейл» эксплуатируются без нареканий».
С учетом планируемого на 2025 год объема производства вагонов на тележке 25 тс и определенными с заказчиками маршрутами их эксплуатации, утверждено 8 точек для хранения ремкомплектов и проведения текущего отцепочного ремонта. Это вагоноремонтные депо компании НВРК — Мурманск, Череповец, Тихорецкая, Иркутск, Омск, Партизанск — и вагоноремонтные предприятия «РМ Рейл» — «ВКМ-Сервис» и «РМ Рейл Абаканвагонмаш». Также был просчитан объем комплектующих для текущего отцепочного ремонта нужного числа вагонов.
На «Рузхиммаше» и «ВКМ-Стали» изготовлены и скомплектованы наборы запасных частей, которые затем были отгружены и приняты на хранение в сервисных центрах. Обучение персонала в режиме видеоконференции стартовало в феврале 2024 года и продолжается до сих пор. Уже обучены сотрудники более 70 вагоноремонтных предприятий.
Андрей Кривченков, исполнительный директор Торгового дома «РМ Рейл»:
«Мы видим большой интерес клиентов к подвижному составу 25 тс. Крупнейшие операторы и собственники однозначно заявляют о своем желании заказывать только вагоны грузоподъемностью 25 тс. Конечно, процесс их максимального распространения займет определенное время. И на длительность этого периода не в последнюю очередь повлияет уверенность потребителей в том, что в случае необходимости он получит полноценное сервисное обслуживание в короткие сроки, где бы ни курсировали вагоны. В принципе, эта задача нами решена. На всех государственных и одной частной вагоноремонтной компании сегодня мы имеем обученный персонал и необходимые запчасти для осуществления текущего отцепочного ремонта подвижного состава на нашей тележке с нагрузкой 25 тс».
Успешная реализация проекта создания модели сервисного обслуживания инновационных вагонов и тиражирование этой модели на сети железных дорог компании перейти к третьему, самому важному этапу — подготовке вагоноремонтных предприятий к проведению плановых видов ремонта подвижного состава на ходовой с нагрузкой 25 тс. Для этого будет консолидирован весь накопленный опыт.
При наступлении сроков проведения плановых видов ремонта для первых инновационных вагонов «РМ Рейл» предстоит определить предприятия, которые смогут осуществлять плановый ремонт, обеспечить их запчастями и обучить персонал. Целью является развитие сети аккредитованных сервисных центров не только на территории России, но и за ее пределами — на всем пространстве колеи 1520 мм.
Компания видит свою миссию не только в создании качественного, надежного, безопасного подвижного состава, но и в продлении его срока службы. Это актуально для любых вагонов, а для инновационных — вдвойне. Развитие сервисного обслуживания на сети железных дорог становится логичным и важным этапом этого процесса, поскольку позволяет получать оперативную обратную связь по эксплуатации инновационных вагонов, своевременно на нее отреагировать и при необходимости что-то привнести в технологические процессы. Не менее значимый аспект — контроль качества услуг на всех этапах эксплуатации и ремонта. Это работа на предупреждение любых нештатных ситуаций до того, как это станет проблемой для клиента.
Петр Улицкий, заместитель генерального директора Торгового дома «РМ Рейл»:
«»РМ Рейл» вывела на рынок тележку собственной разработки и серийно выпускает вагоны на ней. Предлагая новый продукт, очень важно идти в параллели с созданием системы его сервисного обслуживания. Наша задача — чтобы эта система в режиме 24/7 в любой точке использования нашего подвижного состава позволяла при необходимости осуществить качественный оперативный ремонт. Это даст возможность потребителям значительно сократить время простоя в ожидании ремонта и затраты на него; позволит оптимизировать логистику; минимизировать любые риски, связанные с эксплуатацией инновационных вагонов. В конечном итоге, именно этот фактор станет решающим для стабильного увеличения спроса на инновационные вагоны «РМ Рейл»».
Подготовлено пресс-службой «РМ Рейл», инфографика «РМ Рейл»
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности