12.02.2024

Рынок операторов вагонов-2023: рекордный год по объему сделок M&A

Многие компании, включая 5 из топ-10 рэнкинга RSA (выходит в рамках ежегодного отчета по рынку операторов), полностью сменили собственников или имели существенные изменения в составе акционеров. По нашим оценкам, в 2023 году 24,2% парка вагонов в оперировании получили новых владельцев.

Подробный анализ рынка операторов по итогам 2023 года и прогноз его развития в 2024-м будут представлены в новом аналитическом отчете ROLLINGSTOCK в ближайшее время.

Итак, топ-5 событий рынка:

1. Осенью была продана «Первая грузовая компания» (ПГК) – один из крупнейших российских операторов, лидер по парку крытых вагонов. Новые владельцы официально не указаны, их связывают с акционерами компании «Вектор-Рейл».

2. В декабре ФАС России одобрила сделку по приобретению «НефтеТрансСервиса» (НТС) независимыми инвесторами. На конец 2023 года НТС оперировала 4-м по размеру парком грузовых вагонов и 2-м парком цистерн. На сайте компании одним их новых собственником указана «Национальная транспортная компания» (НТК, входит в периметр акционеров СУЭК и «ЕвроХим»).

3. Летом ВТБ продал свою долю (~45%) в «Деметра-Холдинге», в который входят «Русагротранс» (лидер рынка в сегменте хопперов), «Грузовая компания» (из 10-ки крупнейших операторов полувагонов) и «ТрансЛес» (лидер рынка в сегменте платформ для лесных грузов).

4. В сентябре «Росатом» досрочно реализовал опцион на приобретение 19% в ГК «Дело», его доля достигла 49%. В результате произошли изменения в руководстве компании. В ГК «Дело» входит крупнейший оператор фитинговых платформ в России – «ТрансКонтейнер».

5. Казахстанская инвесткомпания Aqniet Capital выкупила доли трех акционеров Globaltrans Investment и теперь косвенно владеет 26,19% акций. Aqniet Capital планирует в течение 2024 года нарастить свою долю в транспортном холдинге. В Globaltrans входят «Новая перевозочная компания» (4-й оператор по размеру парка полувагонов) и «БалтТрансСервис» (7-й по парку цистерн).

Еще один важный тренд: Также в связи с риском санкционных ограничений, особенно при попадании материнских компаний в SDN-листы, кэптивные операторы продолжают размывать свою холдинговую принадлежность.

фото: MarPodkopaeva/wikipedia.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency