30.07.2018

Рынок перевозок метанола

Перевозки метанола активно растут. За последние пять лет погрузка на сети РЖД увеличилась почти на 15%, при этом темпы роста экспортных направлений выше внутренних: 17 и 12% соответственно. Причина – в снижении спроса со стороны отечественных газодобывающих предприятий, где метанол используется в качестве ингибитора, препятствующего образованию гидратных пробок при добыче и транспортировке газа. В результате существенно выросли объемы отправок в Финляндию (для дальнейшего транзита), Польшу, Белоруссию и другие страны. На сегодня доля экспортных отправок составляет свыше 50%.

Производители наращивают мощности по выпуску метанола как за счет ввода в эксплуатацию новых проектов, так и за счет модернизации старых установок. По оценке экспертов, в настоящее время в России на разных этапах готовности реализуется около 20 проектов суммарной запланированной мощностью более 20 млн т метанола в год. И хотя около 20% от производимого сейчас объема приходится на внутризаводское потребление, на железнодорожный транспорт направится значительная часть от планируемого производства, так как большинство проектов экспортоориентированные. В результате потребный парк уже через 5 лет может вырасти более чем в 5 раз.



Увеличение грузовой базы на фоне умеренных списаний привело к возникновению спроса на цистерны для метанола, который превысил списания, а активный парк за последние 5 лет вырос на 20%, до 4,7 тыс. ед. Дополнительным драйвером спроса стало появление на рынке цистерн нового поколения с повышенной грузоподъемностью. Стоит отметить, что при проектировании вагонов все больше и больше закрепляется практика привлечения грузовладельцев к этой работе. Так, например, НПК ОВК тесно сотрудничает с крупнейшим производителем метанола в России –компанией «Метафракс». Результатом совместной работы стали цистерны с повышенной осевой нагрузкой 25 тс моделей 15-6880 габарита 1-Т и 15-6880-01 габарита Тпр. Сегодня обе модели работают в парке заказчика.

Кроме того, в ближайшие 5 лет за пределами установленного срока службы окажется еще около 30% текущего парка цистерн для перевозки метанола.

По оценке экспертов, спрос на подвижной состав будет удовлетворяться преимущественно за счет цистерн нового поколения и частично за счет вагонов на тележке 18-100 и ее аналогов, однако расходы на транспортировку метанола в последних будут значительно выше, несмотря на кажущуюся их привлекательность из-за невысокой цены.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520